Service 01

Молодежь
на рынке труда

При поиске работы на распределение учебного заведения рассчитывают лишь 4 %, тогда как учебные заведения дают более высокий процент.

Подробно
Service 02

Сущность
социализации

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу.

Подробно
Service 03

Беспризорность
сущность и причины

Детская беспризорность – социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства.

Подробно
Service 04

Социальное
настроение

Изучением феномена социального настроения занимались многие ученые в рамках различных направлений социологии и психологии.

Подробно

Разделы

Социальный механизм, социокультурная специфика и нормативно-правовые основы развития благотворительности в России в XIX-XX веках: общий контекст возникновения и развития

Первыми в Западной Сибири оформляются по указанию правительства благотворительные организации тюремного ведомства.

Личная инициатива частных лиц в этой сфере обнаруживает себя уже с начала XIX в., однако оформление общественных организаций приходится на 1860-е гг. Мысль об учреждении благотворительных обществ в исследуемом регионе высказывал еще М. М. Сперанский в 20-е гг. XIX в.

Наиболее распространенной формой общественной благотворительности в начале XX века стало антиалкогольное движение, оформившееся в виде попечительства о народной трезвости и действовавшее в Сибири около 20 лет. Эти организации создавались Министерством финансов по уставу, утвержденному в 1894 г.

Большое внимание борьбе с пьянством уделяла и церковная благотворительность. В Западной Сибири в 1911г. функционировало около 50 обществ трезвости, и только два из них являлись «гражданскими».[58, с.172.].

В данный период, после реформ 60-70-годов, в России, начался бурный рост числа самых разнообразных благотворительных обществ, учреждений и заведений, а также филантропических акций. На основе анализа архивных документов, а также изученной дореволюционной литературы по Алтайскому краю было выявлено, что эта же тенденция была характерна и для Алтайского края. Но наряду с общероссийскими тенденциями развития общественного призрения в Алтайском крае существовали свои особенности становления и функционирования различных обществ.

Для начала хотелось бы перечислить некоторые подобные общества. Так, например, «в г. Томске общественных неполитических организаций насчитывалось около 88, в г. Барнауле - 26, в г. Бийске - 19» [255] (см. Приложение 4). К наиболее распространенным можно отнести следующие организации: Общество попечения о начальном образовании, Общество вспомоществования нуждающимся учащимся в средне-учебных заведений, Общество для оказания помощи нуждающимся сибирякам и сибирячкам, учащимся в учебных заведениях г. Москвы, Хоровое общество, Общество попечения о подкинутых детях, Барнаульский отдел Сибирского общества помощи раненым и увечным воинам, Барнаульское вольное пожарное общество, Барнаульский уездный комитет попечительства о народной трезвости, Общество взаимопомощи личного труда, Барнаульский комитет Российского общества Красного Креста, Алтайский дамский комитет по оказанию помощи больным и раненым воинам, Барнаульский отдел Сибирского общества для подачи помощи раненным воинам и потерпевшим от войны и др.

Все эти общества имели различные цели, но объединяло их одно -желание оказать помощь той или иной категории нуждающегося населения (дети - сироты, престарелые, инвалиды, нуждающиеся учащиеся и т.д.). Структура, финансирование и работа некоторых наиболее интересных организаций будет рассмотрена ниже.

Одним из первых заведений, которое попыталось облегчить положение сирот, неимущих, престарелых в г. Барнауле, была богадельня, открытая в 1880-х гг. Называлась она Горнозаводская. Эта богадельня была предназначена для приюта престарелых и неспособных к труду лиц, бывших крепостных в Алтайском горном ведомстве. Горнозаводская богадельня была устроена на 70 кроватей и содержалась на счету Кабинета.

18 февраля 1882 года городская Дума решила организовать среди обывателей подписку и на собранные деньги учредить еще одну богадельню. С помощью частных пожертвований этот процесс удалось ускорить. Некто, пожелавший остаться неизвестным подарил городу для богадельни каменный двухэтажный дом, представляющий большую ценность для того времени. И к концу 1882 года богадельня под названием Александровская была открыта. Крупные пожертвования на развитие этой богадельни были сделаны: вдовой горного уставщика Алковой - 7 тыс. рублей, В. Д. Суховым - 1 тыс. рублей, И. И. Поляковым - 500 рублей и т.д. Весь капитал богадельни находился в ведении городской Думы. После двадцати лет существования общий неприкосновенный капитал мужского и женского отделений составил 36722 рубля 41 копейку. На проценты с этого капитала содержались все нуждающиеся. Сначала в 1892 г. было открыто 10 кроватей, затем их число увеличилось: в 1883 г. было 22 места (13 мужских и 9 женских), в 1889 году -26 мест (10 мужских мест и 16 женских). Стоимость проживания обходилась в 1885 году в 25 рублей, в 1887 году — в 66 рублей. Призреваемые мужчины находились на полном содержании, а женщины пользовались лишь помещением, готовым теплом и светом в богадельни, пропитание им приходилось искать самим с помощью милостыни. Из архивных документов видно, что в данном обществе существовали свои проблемы. После 1917 г. структура и условия пребывания изменились, что нередко приводило к проблемам [152, с. 34].

Помимо богаделен, на Алтае существовали приюты для сирот и бедных детей. В городе Барнауле в 1884 году был открыт Мариинский женский приют для сирот. Он был основан винозаводчицей Судовской. В 1885 году в этом приюте было 12 девочек, содержание каждой обходилось в 49 рублей 73 копейки, в 1887 году - 18 девочек с содержанием в 45 рублей 70 копеек. Пожертвованный Судовской капитал, на проценты которого содержался приют, в 1888 году составил 14195 рублей.[152, с.23.].

Перейти на страницу: 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19