Service 01

Молодежь
на рынке труда

При поиске работы на распределение учебного заведения рассчитывают лишь 4 %, тогда как учебные заведения дают более высокий процент.

Подробно
Service 02

Сущность
социализации

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу.

Подробно
Service 03

Беспризорность
сущность и причины

Детская беспризорность – социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства.

Подробно
Service 04

Социальное
настроение

Изучением феномена социального настроения занимались многие ученые в рамках различных направлений социологии и психологии.

Подробно

Разделы

Сущность процесса социализации

Социологи утверждают, что представление об особой возрастной группе, называемой «подростковой», является продуктом культуры конца XIX века. Однако историки считают, что существование определённых молодёжных групп можно проследить, по крайней мере, с Франции XVI века. Исследование подростковой социализации как социального явления и процесса получило распространение одновременно с «молодёжной революцией» 60-х годов XX столетия. До этого времени рассматривались в основном: философские, педагогические, психологические и другие аспекты данной проблемы.

Изучение возрастной стратификации позволило обнаружить отсутствие единого мнения авторов о месте подросткового возраста в системе возрастов. Чаще всего подростковый возраст соотносят с возрастом – 13–16 лет, ранний юношеский – 15–17 лет. Согласно Конвенции о правах ребёнка, принятой резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей от 20.11.89 года 13 «Ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18 летнего возраста…»[1]. Поэтому справедливо употреблять слова «ребёнок» и «подросток» в близком значении, так как в российском понимании возраст подростков – субъектов самоуправления составляет 13–18 лет.

Современная модель социализации (воспитания и образования) была заложена в эпоху Просвещения. В ее основе – стремление воспитать всесторонне, гармонично развитую личность с присущим ей универсализмом. Однако последующее развитие, особенно последние десятилетия, внесли свои коррективы в просвещенческую модель воспитания и образования, или социализации молодого поколения. На протяжении XX века резко увеличилась сумма знаний и информации, необходимая каждому члену общества. В то же время невозможность «объять необъятное», привели к изменению модели образования и воспитания и появлению порожденной постмодернистским сознанием синергетической модели формирования личности.

Социализация – процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.[2]

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д.

В процессе социализации всегда взаимодействуют две стороны: объект социализации – это индивид, отдельные люди или группы людей, на кого направлен этот процесс, и субъект социализации, осуществляющий этот процесс.[3] Сложным и противоречивым процессом является самосоциализация (самообразование и самовоспитание), в которой объектно-субъектное проявляется в одном и том же индивиде. В процессе ресоциализации происходит освоение новых знаний, ценностей, ролей, навыков вместо прежних. В той или иной мере это может иметь место на каждом этапе жизни в связи с устареванием тех или иных элементов культуры, с серьезными изменениями в условиях жизни самой личности и всего общества. Причинами ресоциализации могут служить концептуальная перемена взглядов на общество, профессиональная переподготовка кадров или изменение взглядов и поведения людей. Специфична ресоциализация, связанная с эмиграцией, когда человек вынужден осваивать новую социокультурную среду.

Справедливо, что главный агент в социализации личности – это семья. В молодых семьях (на которые приходится основная часть деторождений) рождение ребёнка всё чаще откладывается на неопределённое будущее, ввиду жизненной неустроенности, влияния различных факторов социального риска (вместе с тем, растёт число молодых, даже юных, матерей-одиночек). Отсюда понижение уровня рождаемости нашей стране.

Известно, что демографическая ситуация в России в целом остаётся неблагоприятной и имеет тенденцию к ухудшению. Также следует заметить в качестве особенности подростковой социализации в условиях современной России, что в молодёжной среде усиливается социальная дифференциация, особенно заметно растущее расслоение по социально-экономическим показателям.[4] Это означает, что возрастает необходимость учёта специфики групповых отношений, особенностей формирования потребностей и целей, роли и места различных слоёв юношества в становлении и реформировании общества.

Перейти на страницу: 1 2