При поиске работы на распределение учебного заведения рассчитывают лишь 4 %, тогда как учебные заведения дают более высокий процент.
ПодробноСоциализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу.
ПодробноДетская беспризорность – социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства.
ПодробноИзучением феномена социального настроения занимались многие ученые в рамках различных направлений социологии и психологии.
ПодробноВ литературе не существует общепринятых и детально разработанных представлений о динамике социальной напряженности. Очевидно, что такие представления логически связаны с общей трактовкой исследуемого явления. В моем понимании она является свойством сознания отдельных социальных групп и формой коллективного поведения некоторых субъектов общественной жизни.
Социальная напряженность (как процесс) включает следующие основные стадии.
Первая стадия: возникновение объективных предпосылок для формирования социальной напряженности. На этой стадии ни один из субъектов социальной напряженности не осознает и не предчувствует ее наступление. Это латентная стадия.
Вторая стадия: становление социальной напряженности. Здесь один или несколько из ее субъектов начинают и чувствовать, и осознавать наступление нового этапа в общественных отношениях.
Третья стадия: развертывание социальной напряженности. На этой стадии инициатор, основной субъект социальной напряженности начинает активную эмоционально-мыслительную работу по осознанию обстоятельств, условий, выступающих препятствием на пути удовлетворения потребностей, реализации интересов и прав, утверждения ценностей.
Четвертая стадия: кристаллизация и оформление, а также закрепление напряженностей в виде внутреннего свойства сознания группы-инициатора. Стадия характеризуется интенсивным обменом мнений членов группы по поводу особенностей и проблемного ее положения в обществе. В это время вырабатываются групповые оценки внешних социальных обстоятельств, формируются призывы к действиям, которые смогут улучшить положение группы.
Пятая стадия: новое самоопределение в существующей социально-экономической ситуации. Основное содержание данной стадии — поиск и определение контрсубъекта (контрсубъектов) — того института, организации или лица, которое своими действиями или бездействиями создает препятствия для удовлетворения потребностей, реализации интересов и т. п. На данной стадии субъект формулирует требования к себе и к контрсубъекту.
Шестая стадия: выдвижение (манифестация, предъявление) требований по изменению социальной ситуации, обстоятельств. Это важнейшая стадия в формировании и развитии социальной напряженности, она завершается созданием социально напряженной ситуации, в которой определены, по крайней мере, два субъекта противостояния. Субъект-инициатор выдвигает не только требования к контрсубъекту, но и объявляет об угрозах предпринять коллективные действия в том случае, если контрсубъект не согласится с выдвинутыми к нему требованиями.
Седьмая стадия: взаимодействие противостоящих субъектов по поводу выдвинутых требований. Стадия включает в себя диалог, спор субъекта и контрсубъекта. От того, как разрешится диалог противостоящих субъектов, будет зависеть и дальнейшее течение социальной напряженности. Если выдвинутые требования принимаются, то напряженность может спадать (по крайней мере на время) и даже в дальнейшем полностью исчезнуть. Когда требования не принимаются, напряженность либо сохраняется столь долго, сколь это «необходимо» для ее субъекта, либо она переходит в социальный конфликт.
Поведение в социально напряженных ситуациях. Обозначенные выше начальные стадии динамики социальной напряженности представляют собой процесс подготовки противостояния, подготовки возможных коллективных действий. Последующие стадии — односторонние и многосторонние коллективные действия, которые не являются социальным конфликтом в собственном смысле, а лишь предвещают его возможное наступление. Когда напряженность не выходит за пределы группового сознания, не определены требования группы к другим общественным субъектам, говорить о социальной напряженности как противостоянии неправомерно. В том случае, если на какой-то момент контрсубъект не определен, совсем не следует, что напряженность, как нарушение баланса в обмене между молодежными группами и общественными структурами, отсутствует.
Нарушение баланса в обмене сторон может наступить по вине (действию или бездействию) обеих сторон. Те или иные общественные структуры могут не выполнять определенных обязательств перед отдельными молодежными категориями, а отдельные категории молодого поколения также могут игнорировать требования структур. Последнее характерно для ситуаций, когда, например, молодежные преступные группы переступают закон или молодежные группировки бросают политический вызов обществу. В этих ситуациях инициатором явных напряженностей может выступать не молодежь, а государственные структуры и (или) общественные организации. Здесь социальная напряженность продуцируется и конструируется. Динамика такого типа напряженности иная, нежели в первом случае, когда ее инициируют молодежные группы.