При поиске работы на распределение учебного заведения рассчитывают лишь 4 %, тогда как учебные заведения дают более высокий процент.
ПодробноСоциализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу.
ПодробноДетская беспризорность – социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства.
ПодробноИзучением феномена социального настроения занимались многие ученые в рамках различных направлений социологии и психологии.
Подробно
Общество в лице его различных социальных институтов и организаций призвано содействовать молодежи в получении образования, социально-профессиональной позиции, в приобретении жилища, семьи, предоставлении возможности самореализации и социальной безопасности.
Если молодежь постепенно получает все жизненно необходимое, она успешно интегрируется в существующие общественные структуры, что не всегда устраняет у нее чувство отчуждения. Если же отдельные слои молодежи встречают на своем пути препятствия, не позволяющие им интегрироваться в общество, адаптироваться к его институтам, возникает социальное напряжение. Молодежь тогда либо обращается к девиантным формам поведения, либо пытается создавать социально напряженные ситуации.
Под социальной напряженностью понимается особое состояние взаимоотношений между социальными общностями или общностями и социальными институтами, для которого характерны явные (или скрытые формы) противоборства, вызванные ущемлением интересов одной из сторон. Если рассматривать социальную напряженность в рамках конфликтологической теории, то ее следует определить как «предвестник» конфликта. Социальная напряженность проявляется, когда потенциально кризисные явления еще не сложились в полной мере и четко не обозначились противоборствующие субъекты. Это состояние характеризуется назреванием конфликта и выражается в различных формах социального недовольства и протеста, не достигших пока стадии явного конфликта.
Сущность, типы, динамика социальной напряженности. Предпосылкой эмпирического изучения напряженности является решение ряда взаимосвязанных исследовательских задач: определение сущности социальной напряженности в отношениях молодежи и общества, типологизация социальных напряженностей, определение динамики развития разных типов напряженности и определение стадий ее динамики. Перечисленные задачи носят теоретически-методологический характер. От их решения зависят возможные методы изучения социальной напряженности.
В самых общих чертах сущность социальной напряженности в отношениях молодежи и общества я определяю как тенденцию к нарушению равновесия в балансе обмена между молодежными группами и определенными общественными институтами, организациями, а также нарушения выполнения сторонами взаимных обязательств, взаимных ожиданий. Поскольку социальная напряженность — это тенденция, на нее можно влиять, ею можно управлять. Ее потенциал можно направить в созидательные или разрушительные формы взаимодействия между группами людей.
В каждом обществе исторически складываются, в явном или неявном виде применяются особые системы норм и правил, регулирующих обмен между разными категориями молодого поколения и разными социальными институтами. На системах норм и правил базируются социальные ожидания молодежи и взаимодействующих с ней других общественных субъектов. Выход из системы норм и правил, их нарушение любой из сторон является основой формирования социальной напряженности и социально напряженных ситуаций. Другой возможной основой выступают нарушения в выполнении взаимных обязательств молодежи и различных социальных институтов.
Для определения динамики социальной напряженности важно выработать представления о ее сути, определить ее типы и разновидности.
Можно говорить о трех типах напряженности: стихийной и непроизвольно возникающей, индуцированной; провоцируемой и конструируемой; сочетающей свойства двух первых (естественно-искусственной). У каждого из обозначенных типов существуют своя динамика, скорость, темпы развития. Для естественной, стихийной напряженности характерно медленное становление и развитие. Индуцированная напряженность может быть неожиданной, взрывной. Сочетание «естественности» и «искусственности» в формировании социальной напряженности ускоряет ее прохождение через все стадии.
Социальные напряженности (социально-напряженные ситуации) следует типологизировать по силе их возможного воздействия на общественную жизнь. Исходя из этого критерия, я выделяю напряженности, угрожающие обществу в целом; социальному порядку в его отдельных сферах (политической, экономической, культурной); положению на отдельных территориях, предприятиях, в отдельных коллективах. Можно также говорить об угрозах социальному порядку в отдельных регионах, городах. В XX веке в разных странах молодежь неоднократно создавала социально напряженные ситуации, которые переходили в острые столкновения с властными структурами и создавали угрозу обществу на всех уровнях его организации.