Service 01

Молодежь
на рынке труда

При поиске работы на распределение учебного заведения рассчитывают лишь 4 %, тогда как учебные заведения дают более высокий процент.

Подробно
Service 02

Сущность
социализации

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу.

Подробно
Service 03

Беспризорность
сущность и причины

Детская беспризорность – социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства.

Подробно
Service 04

Социальное
настроение

Изучением феномена социального настроения занимались многие ученые в рамках различных направлений социологии и психологии.

Подробно

Разделы

Депривационный виктимизм как социально-психологический фактор риска экстремизма

Уровень адаптационного потенциала, характеризующий устойчивое, сформировавшееся в ходе социализации наличное состояние личности как субъекта, так же, как и тип ее функционирования, характеризующий динамические параметры субъекта, обусловлен тесной сопряженностью всех трех перечисленных связей и отношений.

Дефицит адаптационного потенциала личности создает риск адаптационного конфликта. Адаптационный конфликт — структурно сложное системное образование, которое характеризуется:

— на когнитивном уровне — диссонансом ценностных ориентаций развивающейся личности и диссонансом структуры самооценки;

— на эмоциональном уровне — состоянием тревожности и виктимопластичности;

— на поведенческом уровне — затруднением общения.

Представленные характеристики адаптационного конфликта личности учащегося в образовательном процессе школы указывают на дисфункцию социальной установки личности учащегося. Это обстоятельство свидетельствует о факторе риска формирования дисфункции всей системы диспозиционной регуляции, сущность которой определяется на основе теоретико-методологических работ В. А. Ядова.

Дисфункция установки, как высшего уровня в системе диспозиционной регуляции личности учащегося в образовательном процессе школы, определяет формирование неадекватности ее поведения в качестве субъекта.

Деструктивным, представляющим угрозу безопасности, следствием адаптационного конфликта является формирование неадекватной ситуации функционирования личности социальной компетенции. Социальная компетенция, как механизм адаптации, включает (по М. Аргайлу):

1) социальную сенситивность;

2) основные навыки взаимодействия;

3) навыки одобрения и вознаграждения;

4) равновесие, спокойствие как антитеза социальной тревожности.

На результативность социального функционирования личности значительное влияние оказывает неадаптивное субъективное отношение личности.

Неадаптивные отношения, согласно определению Н. Л. Коноваловой, называются "беспроблемные" отношения, при которых проблемы социального функционирования личности учащегося не актуализируются как значимые и наполненные личностным смыслом . В результате ситуация, кажущаяся проблемной для общества, не может стать проблемной для личности виктима, поскольку, согласно представлениям М. Аргайла и его сотрудников, в ней отсутствует блокада актуальной потребности и чувство необходимости принять какое-либо решение, потому что эта актуальная потребность не возникает. Следовательно, нет психоэмоционального напряжения, не включаются адаптивные психические и социальные процессы, направленные на решение проблемы социального функционирования развивающейся личности учащегося. В результате механизмы адаптации развивающейся личности учащегося не включаются, а значит, не развивается адаптационные потенциал. Не развивается социальная компетенция.

Неадаптивные субъектные отношения развивающейся личности свидетельствуют о наличии у нее дефицита социального мышления.

Вследствие дефицита социального мышления интерсубъектность личности характеризуется снижением уровня социальной и познавательной активности.

А это приводит к разрастанию адаптационного конфликта личности и его превращению из функционально-ситуативного состояния личности в характерологическую черту - агрессивность, которая и создает реальные субъективные условия для выбора брутальной адаптации. И чаще всего в разнообразных формах социального экстремизма и терроризма.

Связка социально-психологическая депривация - социально-генетическая виктимизация – брутальная адаптация – цепная виктимизация, - вот основа для понимания депривационного виктимизма как фактора риска экстремизма и угрозы национальной безопасности России. Но для этого необходимо развернуть серьезные системные исследования депривационного виктимизма. Исследования, которые бы вскрыли более детально глубинные механизм социального генезиса экстремизма в России.

Перейти на страницу: 1 2 3 4