При поиске работы на распределение учебного заведения рассчитывают лишь 4 %, тогда как учебные заведения дают более высокий процент.
ПодробноСоциализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу.
ПодробноДетская беспризорность – социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства.
ПодробноИзучением феномена социального настроения занимались многие ученые в рамках различных направлений социологии и психологии.
ПодробноДепривационный виктимизм – это психологическое явление, порожденное дефектом социализации. Механизм развития (социально-генетическая виктимизация) дефекта социализации представлен социально-генетической виктимологией образования.
Дефект, как свидетельствуют энциклопедические словарные источники, означает "недостаток" . Это дает основание рассматривать феномен дефекта социализации личности учащегося в образовательном процессе школы через раскрытие другой феноменологической единицы педагогического исследования – дефицит
компетентности личности
.
Заслуга введения в феноменологию гуманитарной психологии феноменальной единицы — дефицит — принадлежит А. Маслоу . По его мнению, дефицит означает "пустоту", "провал" в психологической структуре личности, которые, как показали наши исследования в области психологии интерактивного виктимогенеза развивающейся личности, ведут к деформации личности .
Проведенное нами психологическое исследование, материалы которого отражены в пяти монографиях, позволили определить феноменологическую триаду экспериментально-педагогического исследования дефекта социализации личности учащегося в образовательном процессе школы: дефицит — дефект — деформация -дезадаптация
.
Многообразие социально-психологических и психологических исследований предлагает в качестве цели социализации рассматривать персональную и социальную идентичности. Социологические же работы ориентируют на понимание цели социализации как формирование социальной компетенции личности. Такая установка получила не только теоретическое развитие, но и практическую реализацию в немецкой социальной педагогике и социальной работе последних десяти лет .
Понятие социальной компетентности связано не только с верой человека в себя и эффективностью его функционирования, но и с требованиями проблемной социальной ситуации, которую необходимо разрешить.
У. Пфингетен и Р. Хинтч определяют социальную компетентность как владение "когнитивными, эмоциональными и моторными способами поведения, которые в определенных социальных ситуациях ведут к долгосрочному благоприятному соотношению положительных и отрицательных следствий" .
Р. Ульриха и Р. Ульрих сформулировали семь характеристик социально-компетентного человека, в соответствии с которыми он в состоянии:
—принимать решение относительно себя самого и стремиться к пониманию собственных чувств и требований;
—забывать блокирующие неприятные чувства и собственную неуверенность;
—представлять, как следует достигать цели наиболее эффективным образом;
—правильно понимать желания, ожидания и требования других людей, взвешивать и учитывать их права;
—анализировать область, определяемую социальными структурами и учреждениями, роль их представителей и включать эти знания в собственное поведение;
—представлять, как, с учетом конкретных обстоятельств и времени, вести себя, принимая во внимание других людей, ограничения социальных структур и собственные требования;
—отдавать себе отчет, что социальная компетентность не имеет ничего общего с агрессивностью, и предполагает уважение прав и обязанностей других .
Социальная компетентность является ядром адаптационного потенциала личности.
Категория "адаптационный потенциал личности" позволяет рассматривать целостный спектр социальной эффективности личности с позиции не только ее наличного бытия, но и условий формирования, а также социальных перспектив развития. Выступая в единстве пространственных и временных характеристик, адаптационный потенциал концентрирует в себе одновременно три уровня связей и отношений.
1. Отражающее прошлое: адаптационный потенциал представляет собой устойчивую совокупность наличных свойств, накопленных личностью в процессе ее становления, и обуславливающих способность (возможность) личности к оптимальному социальному функционированию и развитию.
2. Репрезентирующее настоящее: адаптационный потенциал определяет характер актуализации наличных способностей, их практическое использование в практике социального функционирования и определяет уровень реализованных возможностей человека.
3. Ориентированные на будущее: в процессе реализации адаптационных потенциалов не только реализуются реальные возможности личности, которые переходят из состояния потенциальных - в актуальные, но и развиваются новые. Представляя собой единство устойчивого и изменчивого состояний, адаптационный потенциал содержит в себе основание будущего развития.