При поиске работы на распределение учебного заведения рассчитывают лишь 4 %, тогда как учебные заведения дают более высокий процент.
ПодробноСоциализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу.
ПодробноДетская беспризорность – социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства.
ПодробноИзучением феномена социального настроения занимались многие ученые в рамках различных направлений социологии и психологии.
ПодробноНегосударственный сектор социального обслуживания объединяет учреждения по форме собственности не относящиеся ни к государственным, ни к муниципальным, «а также лиц, осуществляющих частную деятельность в сфере социального обслуживания».[59] К данному сектору относятся, например, общественные ассоциации, профессиональные объединения, благотворительные и религиозные организации.
Качественное обслуживание пожилых людей невозможно без эффективной системы социального управления, построенного по велению времени. «Время настоятельно поставило вопрос о преодолении технократизма в управлении. Это в равной степени относится и к управлению экономикой, и к управлению социальной, политической, духовными сферами. Сама жизнь потребовала «очеловечивания» управления».[60] Мировая практика отдает предпочтение в работе с пожилыми людьми системе социального менеджмента. В России социальный менеджмент только начинает разворачиваться. Для успешного осуществления управления необходимы специальные кадры – менеджеры в социальной сфере. Необходимость социального менеджмента связана с эффективностью реализации функций управления, которые заключаются «в целенаправленном воздействии на связи и отношения людей в процессе жизнедеятельности общества и управления ими».[61] Функции социального менеджмента много исследовались разными учеными и практиками, начиная от Тейлора и М. Вебера, заканчивая современными исследователями этой бурно развивающейся в России области управления.
Фролов С.С. приводит следующую информацию о функциях управленческого органа в системе А. Файоля:[62]
1. Планирование, предполагающее формирование целей, создание образцов и эталонов;
2. Организовывание, предполагающее создание самой управленческой структуры организации, обеспечивающей реализацию властных отношений;
3. Распоряжение, предполагающее предъявление руководителями требований к подчиненным, распределение ответственности;
4. Контроль, как конечный итог управленческой деятельности.
Со времен А. Файоля исследователи дополняли этот список. Например, по мнению М.В. Удальцовой, в настоящее время очень большое внимание отводится стимулированию и мотивированию социальных работников и опекаемых в социальном учреждении[63]. Существенное место занимает непрерывное или периодическое обучение. Никакое управление немыслимо сейчас без процесса координирования, регулирования в социальной сфере. На низших уровнях руководства функция координации наряду с мотивированием, является основной. Кроме официальных структур, в любой организации существует система взаимоотношений, которая характеризуется неформальной организационной структурой, состоящей из целой сети взаимосвязей, возникающих между работниками в неформальных группах, на межличностном уровне. «Это объект особого внимания социальных менеджеров, которые являются как бы специалистами в области социального проектирования, создания оптимальных вариантов формальных и неформальных структур»[64].
Особенностями социального менеджмента в работе с пожилыми людьми являются
- комплексность подхода к труду и досугу пожилого человека, предполагающая организацию тесного взаимодействия разных специалистов;
- учет возрастно-психологических особенностей и социального положения пожилого человека;
- реализации миссии учреждения как помощи в реабилитации, в поддержании социальной активности, продлении жизни пожилого человека;