При поиске работы на распределение учебного заведения рассчитывают лишь 4 %, тогда как учебные заведения дают более высокий процент.
ПодробноСоциализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу.
ПодробноДетская беспризорность – социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства.
ПодробноИзучением феномена социального настроения занимались многие ученые в рамках различных направлений социологии и психологии.
ПодробноОстальные благотворительные учреждения, не подведомственные Министерству внутренних дел, находились в подчинении или других министерств, или особых благотворительных, ведомств и учреждений (см. Приложение 3). -
Из приведенных данных следует, что на рубеже ХІХ-ХХ веков, наибольшее распространение в России имела благотворительная деятельность частных лиц и их добровольных объединений (более 50% всех благотворительных учреждений). По данным Комиссии, созданной в 1892 г., для реформирования российского законодательства по общественному призрению «в 28-ми земских губерниях общественные и сословные управления призревали в 1891 году около 316 тысяч нуждающихся, тогда как частные благотворительные учреждения оказывали помощь по крайней мере, 746 тыс. душ» [135, с.32]. Необходимо заметить также, что частная благотворительность отнюдь не ограничивалась 50 процентами, поскольку деятельность особых благотворительных ведомств, городских и земских органов по призрению, церковно-приходских попечительств также в значительной мере опиралась на частные пожертвования. В качестве иллюстрации этого факта можно указать на особенности развития системы общественного призрения в Москве в конце ХІХ-начале XX веков. «За первые десять лет XX столетия расходы города в этой области возросли в 2,5 раза, составив в 1911 г. 1.783 тыс. рублей. Такой рост в значительной мере был обеспечен за счет частных вкладов и пожертвований. За 49 лет (с 1863 г.) сумма пожертвований в пользу города - деньгами и имуществом - составила 32,5 млн. рублей» [98, с.65]. Частная благотворительность составляла главную финансовую базу и официальных благотворительных органов - Ведомства учреждений Императрицы Марии, Императорского Человеколюбивого общества и других благотворительных учреждений, созданных по инициативе правительства; она же питала собой и церковно-приходскую благотворительность. К 1890-м годам 75% средств, израсходованных на благотворительность, были частными (25% принадлежало казне, земствам, городам, сословным учреждения, церквам) [97, с.54].
Промышленный подъем 90-х годов привел к концентрации огромных средств в руках предпринимательского сословия, обеспечив тем самым потенциально материальные предпосылки для развития благотворительной деятельности. С другой стороны, бурное развитие капитализма в России с присущими ему экономическим неравенством, жестокой эксплуатацией, кризисами и безработицей - увеличивало размеры нужды, вело к появлению новых категорий нуждающихся. Как отмечает один из деятелей по общественному призрению, с развитием капитализма "задачи благотворительности крайне увеличились в объеме, и крайне усложнились" [48, с.31 ]. Еще один фактор, обусловивший широкое развитие частной благотворительности, состоял в недостаточной постановке государственного призрения в России. "У нас, - замечает автор одной статьи, профессор В.Ф. Матвеев - помощь государства в силу целого ряда исторических условий -обширности территории, обилия задач, скудости средств - никогда не носила систематического характера. На заботы нуждающихся у нас всегда склонны были смотреть как на дело благотворительности, а не как на задачи государственного управления" [100].
Темпы развития меценатства как социального явления во второй половине XIX - начале XX столетия определялись объективными и субъективными предпосылками. К объективным относятся ряд процессов в этот период времени в российском обществе, определивших направления деятельности наиболее ярких представителей класса буржуазии и дворянства в России.
К социально-экономическим предпосылкам можно отнести проведение экономических реформ, благоприятно сказавшихся на финансовом положении купеческих династий, они сформировали капиталы, впоследствии служившие источником благотворительных вложений в социальную сферу, культуру.
К социально-культурным предпосылкам на макроуровне можно отнести культурный подъем, появление новых направлений в различных областях искусства. На микроуровне к этим предпосылкам можно отнести влияние культуры на формирование личностей меценатов, а также их близость к народной культуре, традициям, обычаям, привычкам, образу мышления отцов и дедов.
К социально-религиозным предпосылкам можно отнести тот факт, что многие из купеческих династий являлись старообрядцами, имели устойчивые связи с этой общиной. Христианские постулаты как старообрядцев, так и "новой" церкви играли большую роль в семейных традициях российских купцов.
К социально-политическим предпосылкам можно отнести некоторые послабления цензуры в период правления Александра II, возможность относительно свободно (в сравнении с 1825-1855 гг.) выражать свои взгляды, в том числе в области театрального искусства и художественного творчества.