При поиске работы на распределение учебного заведения рассчитывают лишь 4 %, тогда как учебные заведения дают более высокий процент.
ПодробноСоциализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу.
ПодробноДетская беспризорность – социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства.
ПодробноИзучением феномена социального настроения занимались многие ученые в рамках различных направлений социологии и психологии.
ПодробноМежду тем конкретные формы, в которых осуществляется тот или иной благотворительный акт, и конкретные ошибки или злоупотребления, которые делаются по его ходу, еще не дают основания для отрицательной оценки самой идеи благотворительного вспомоществования как такового. «То, что мероприятие может быть организовано как развлечение, конечно, дурно, но значит ли это, что надо отказаться от благотворительности вообще, в том числе организованной как развлечение? Так же и то, что благотворительность используется с целью достижения власти, расширения влияния на общественное мнение, ещё не повод для того, чтобы осуждать благотворительность саму по себе и отказываться от нее. Ошибочно полагать, что благотворительность может выступать как помощь обездоленным, особенно детям»[20, с.75]. PokerOk Телеграмм
Таким образом, как можно заметить, негативистская критика филантропии явно или неявно указывает на лицемерие и двойственность этой деятельности. При этом не принимается во внимание, что приписываемая благотворительности двойственность не существенна для неё. Ведь своекорыстие не становится возвышеннее оттого, что оказывается прикрыто филантропией. Но и филантропия сама по себе возникает отнюдь не вследствие своекорыстия и не перестает оставаться собой, то есть человеколюбием (пер. с греч.) по изначальным своим мотивам. Вместе с тем нужно отметить, что негативистская критика предостерегает от иллюзорных упований на то, что посредством развития благотворительности можно покончить с нищетой,; бездомностью и другими социальными болезнями.
Иной подход демонстрирует утилитарная критика. В частности, она ставит вопрос о справедливости и благотворительности, опираясь при этом на принцип полезности. Суть этого принципа состоит в том, чтобы предоставить возможность любому остро нуждающемуся удовлетворить его право на помощь, но одновременно дать ему же надежду на решение его проблем собственными силами. Такую точку зрения и защищали сторонники утилитаристского подхода, в частности, известный социолог и экономист Дж. С. Милль (70-е г.г. XIX в.). По его мнению, помощь должна строиться так, чтобы именно стимулировать, а не расслаблять нуждающегося, чтобы внешняя помощь не заменяла необходимости самопомощи. В этом должен состоять главный критерий любых благотворительных программ.
Таким образом, в отличие от негативистской критики, утилитаристская не осуждала благотворительность вообще, а пыталась выявить прагматические методы реализации её деятельности.
Этическая критика филантропии производит сдвиг в рассуждении с прагматических вопросов на ценностные и подводит тем самым к темам более человеко ориентированным. Сознание того, что принципы и методы филантропии должны отвечать нравственным критериям, актуализировалось в последней четверти XIX века в связи с распространением социалистических идей. Социалисты, марксисты и другие радикалы видели смысл справедливости в установлении равенства. С этим утверждением не был согласен великий русский писатель и мыслитель Ф.М. Достоевский, который пришёл к пониманию того, что справедливость и равенство никак не гармонируют друг с другом. Эта точка зрения писателя отразилась в его размышлениях по поводу романа Л. Н. Толстого "Анна Каренина".
Герой романа "Анна Каренина" Н. Левин, в целях преодоления неравенства хочет раздать имение обездоленным крестьянам и пойти работать на них. Но исходный конфликт тем самым не решался, на что и указывал Достоевский. Поделившись богатством, можно установить лишь внешнее равенство. Однако если с открытым сердцем, с наукой, со светом пойти к людям, писал Достоевский, "тогда богатство будет расти на самом деле, и богатство настоящее, потому что оно не в золотых платьях заключается, а в радости общего соединения и в твёрдой надежде каждого на всеобщую помощь ему и детям его".[61, с.45]. Следовательно, каждый должен отдать то, что может отдать, но делать это надо оптимальным образом, согласуясь, с обстоятельствами и людьми. Между тем простая раздача имения, имущества, денег означает решение благотворителем каких-то своих моральных проблем без соотнесения с подлинными потребностями нуждающихся.
Как нам кажется, этическая критика в лице Достоевского и др. определила важную этическую проблему. Её суть в том, что благодеяние, как нравственная задача, выражается не просто в готовности поделиться, отдать, но и в готовности вырваться из ограниченности собственного эгоизма. Благотворительность обращается в подачку, которая совершается ради честолюбия дающего. Но одного только бескорыстия и самоотверженности также недостаточно — необходимы понимание, сочувствие, солидарность, чтобы практически воплотить принцип милосердия.