При поиске работы на распределение учебного заведения рассчитывают лишь 4 %, тогда как учебные заведения дают более высокий процент.
ПодробноСоциализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу.
ПодробноДетская беспризорность – социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства.
ПодробноИзучением феномена социального настроения занимались многие ученые в рамках различных направлений социологии и психологии.
ПодробноИтак, телевидение оказывает значительное влияние на социальное настроение людей. Для того чтобы оценить воздействие, оказываемое телевизионными программами, проводилось большое количество исследований, установивших, что телевидение оказывает непосредственное влияние на поведение и социальное настроение людей. Три наиболее исследованные темы – это влияние телевидения на предрасположенность к совершению преступлений и насилию, эффекты новостей и роль телевидения в политической жизни.
Демонстрация насилия в телевизионных программах и его воздействие на поведение людей исследовалась социологами и психологами достаточно подробно, но единой объясняющей модели не предложено. Ученый А.Ю. Дроздов выделяет три основных гипотезы, объясняющих механизм влияния телевизионных сцен насилия на агрессивное поведение людей.
Первая – «гипотеза модели», согласно которой агрессивное поведение оказывается результатом наблюдения и подражания агрессивным действиям других людей и телевизионных персонажей, разработана А. Бандурой. В ходе экспериментальных работ, осуществленных под его руководством в первой половине 60-х годов, детской аудитории показывали, к примеру, снятого на кинопленку взрослого, бьющего палкой большую куклу. После этого дети играли в комнате, а экспериментатор скрыто наблюдал за ними. Как правило, оказывалось, что в экспериментальной группе при общении детей агрессивные проявления обозначались намного явственнее, чем в контрольной группе, не смотревшей указанную ленту. Агрессия на телеэкране служит своего рода примером для моделирования реального поведения. Результаты большинства проведенных исследований подтверждают эту гипотезу, чему есть многочисленные подтверждения.
Вторая гипотеза – «гипотеза катализатора». Российский ученый Д. Берковитц предполагает, что сцены насилия служат своеобразными стимуляторами возбуждения и импульсивного поведения у зрителей (по принципу катализатора, ускоряющего ход химической реакции). Такие сцены выступают стимуляторами, запускающими определенные когнитивные процессы (вызывают агрессивные воспоминания, идеи), что уже, в свою очередь, приводит к агрессивному поведению.
Третья гипотеза – «гипотеза катарсиса», наоборот, указывает на то, что демонстрация сцен насилия приводит к ослаблению агрессивности. Происходит своего рода сброс эмоционального напряжения (катарсис).
Все три гипотезы имеет место быть, но результаты большинства проведенных исследований подтверждают «гипотезу модели». Так, в 1972 г. Комитет по изучению телевидения и социального поведения Министерства здравоохранения США в своем отчете признал существование причинно-следственной связи между насилием на телеэкране и насилием в жизни. Косвенно все эти выводы подтверждаются фактом выявленной взаимосвязи между распространением телевидения в различных странах, и ростом в них насильственной преступности, в частности убийств.
Воздействие фильмов на эмоции, социальные установки и поступки людей – процесс, трудно поддающийся объективному изучению. К сожалению, эта проблема недостаточно рассмотрена отечественными исследователями, хотя в последнее время и в нашей печати появляется большое количество исследований, посвященных воздействию экранного насилия на настроение и поведение людей. Интересное исследование было проведено в 2000 году в рамках научно-исследовательской программы РАО «Социология образования». В общей сложности 116 часов эксперты смотрели передачи трех телеканалов – ОРТ, НТВ и «ТВ Центра».