При поиске работы на распределение учебного заведения рассчитывают лишь 4 %, тогда как учебные заведения дают более высокий процент.
ПодробноСоциализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу.
ПодробноДетская беспризорность – социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства.
ПодробноИзучением феномена социального настроения занимались многие ученые в рамках различных направлений социологии и психологии.
ПодробноОни выделяют следующие виды страха. Первое
деление страхов – на специфические и универсальные. Страхи перед природными бедствиями, войной, голодом, снижением уровня жизни и анархией относятся к универсальным страхам, поскольку могут проявляться во все исторические эпохи. Но существуют и такие страхи, форма и содержание которых меняются от одного периода к другому, например, страх перед Богами в древнем мире.
Вторая группа
– это социализированные и несоциализированные страхи. Несоциализированные страхи больше приближены к природным реакциям на опасности существования. Второй тип реализовался как страх перед авторитетом, например, страх детей перед отцом в традиционной семье, или страх перед высшим авторитетом, каким является Бог. В ситуации аномии социализированный страх разрушается, ибо разрушены старые нормы, тогда как новые еще не сложились. Результатом этой социальной ситуации является нигилизм, выражающий полное и абсолютное отрицание всех норм, традиций, обычаев и авторитетов. Б.Д. Парыгин считает, что атмосфера жестокой конкурентной борьбы и полнейшего равнодушия к судьбе отдельного человека не может не порождать настроения взаимного недоверия, враждебности человека человеку, ощущение собственной изолированности и незащищенности. Это настроение особенно сильно проявляется в среде молодежи, так как она всегда острее переживает разрыв между идеальными стремлениями и действительностью. Отсюда нервозность, чувство одиночества, тревоги и беспокойства, перерастающее в настроение отчаяния, пессимизма и нигилизма.
Следующее типологическое разделение страхов
– на индивидуальные и массовые. Индивидуальные, или личностные, страхи уникальны, эти страхи еще называются фобиями. Массовыми же страхами могут быть признаны любые общераспространенные страхи, которые отражают иерархию ценностей и предпочтений, сложившихся в определенном обществе, его слоях и группах. Массовые страхи часто ориентированы на ситуации, складывающиеся в социальной среде, и их динамика гибко следует за этими ситуациями как любое социальное настроение. Таким образом, страхи достаточно подвижны и могут даже доходить до уровня паники.
В работе В.Э. Шляпентоха и С.Я. Матвеевой указывается деление страхов на рациональные и иррациональные. Страхи, которые направлены на ясно воспринимаемую определенную угрозу, имеющую высокую вероятность реализации, можно оценить как рациональные. Иррациональные же страхи необоснованны. Один из главных источников иррациональных страхов – интересы идеологов и политиков, которые намеренно использовали необоснованные страхи для того, чтобы достичь своих целей. Часто это делается с помощью средств массовой информации, которые иррациональные страхи стараются показать как рациональные.
Страх, являясь видом социального настроения, сохраняет в себе его характерные черты и может определять ту или иную стратегию поведения, побуждая людей действовать в направлении, которое кажется им необходимым для предупреждения грозящих бедствий. Активная реакция на страх может проявиться в конструктивном или разрушительном поведении. Конструктивное действие возможно в том случае, когда мобилизовавший все свои способности противостоять страху человек сохраняет контроль над своими чувствами. Например, страх перед массовым голодом в России в 1992 вынудил россиян сильно расширить частные огороды и обеспечивать себя сельскохозяйственными продуктами. Разрушительное поведение в ситуации страха связано с паническими типами реагирования на ситуацию. В ситуации паники люди могут совершать различные иррациональные действия, хаотичные и импульсивные. Подобные действия не контролируются разумом и могут иметь катастрофические последствия как для личности, находящейся в состоянии паники, так и для окружающих.