Service 01

Молодежь
на рынке труда

При поиске работы на распределение учебного заведения рассчитывают лишь 4 %, тогда как учебные заведения дают более высокий процент.

Подробно
Service 02

Сущность
социализации

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу.

Подробно
Service 03

Беспризорность
сущность и причины

Детская беспризорность – социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства.

Подробно
Service 04

Социальное
настроение

Изучением феномена социального настроения занимались многие ученые в рамках различных направлений социологии и психологии.

Подробно

Разделы

Классификация социального настроения

Рассмотрение сущности и структуры социального настроения показало, что данное явление очень сложно и многогранно, его нужно рассматривать с различных сторон. Поэтому целесообразно ввести классификацию социального настроения, которая допускает применение различных логических оснований.

В зависимости от субъекта социального настроения, мы можем говорить об индивидуальном настроении, когда его носителем становится индивид, и о массовом настроении, как настроении различных групп и слоев общества. Массовое социальное настроение предстает как настроение различных групп, сообществ в определенную историческую эпоху. По мнению Ж.Т. Тощенко, «…разделение настроения на индивидуальное и массовое имеет большое прикладное значение. Анализ малых групп, небольших трудовых коллективов и организаций невозможен без учета индивидуальных настроений. А незнание и непонимание роли массового социального настроения может привести к серьезным последствиям, например, массовым акциям протеста, что способствует дестабилизации в обществе».

Следующим основанием в типологии социального настроения может быть предметная направленность. Так, А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский выделяют политическое, этническое, религиозное социальное настроение. Каждый из конкретных видов социального настроения, связанных с определенной деятельностью или мировоззрением, может быть рассмотрен применительно к различным историческим эпохам, разным странам.

Социальное настроение можно типизировать по степени устойчивости и длительности. Так, социальное настроение может быть ситуативным, сиюминутным и иметь быстротекущее значение, а может быть устойчивым долговременным образованием.

Также виды социального настроения можно рассматривать с точки зрения соответствия ожиданий и реальности. Настроения могут быть окрашены в позитивные тона, когда реальность соответствует ожиданиям. В таком случае мы наблюдаем настроения классовой солидарности, национального чувства, уверенности и бодрости, массового воодушевления и патриотизма. Когда чаяния и действительность особенно расходятся, на передний план выступают настроения недовольства, беспокойства, неуверенности, усталости, страха гнева, возмущения. Большую роль играют средства массовой информации, т. к. именно они воспроизводят реальность с определенной стороны.

Можно выделить оптимистическое и пессимистическое социальное настроение. Отечественный ученый Б.Д. Парыгин считает, что подобное социальное настроение «…оказывается уже не следствием лишь данного самочувствия и впечатлений данного периода, а итогом целой серии постоянно повторяющихся впечатлений и переживаний, результатом приобретенного жизненного опыта, успевшего оставить отпечаток в сознании человека. Так, для оптимистически настроенного человека характерно убеждение в том, что «нет худа без добра», что доброе начало обычно побеждает злое. Пессимистическое умонастроение, наоборот, сопровождается, а часто и порождается убежденностью в том, что жизнь – это сплошное страдание, что жизнь, следовательно, не имеет ценности и смысла и т.д.» Отдельным видом пессимистического настроения становится страх. В данной работе он рассматривается не просто как кратковременное чувство или эмоция, а как определенное состояние общества, то есть социальное настроение. Исследование В.Э. Шляпентоха, В.Н. Шубкина, В.А. Ядова, В.А. Ивановой показывает, что «люди получают свои страхи из двух главных источников: из «первых рук», т.е. их собственного опыта и опыта их семьи; и из «вторых рук», т.е. от других людей, с которыми они вступают в коммуникацию, и из культурных и социальных институтов», прежде всего из средств массовой информации, институтов образования, искусства и литературы.

Перейти на страницу: 1 2 3 4