При поиске работы на распределение учебного заведения рассчитывают лишь 4 %, тогда как учебные заведения дают более высокий процент.
ПодробноСоциализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу.
ПодробноДетская беспризорность – социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства.
ПодробноИзучением феномена социального настроения занимались многие ученые в рамках различных направлений социологии и психологии.
ПодробноОценка себя в обществе проявляется через оценку своей роли и своего социального статуса, оценку своего материального положения, своего уровня и качества жизни, оценку уровня своего образования и культурного развития. Она зависит также от самооценки, которая возникает вследствие анализа своего жизненного опыта, собственной успешности или неуспешности.
Оценка различных сторон жизни предполагает, прежде всего, оценку экономической, политической, и культурной сфер общества. При анализе экономики оценивается экономическая ситуация в стране и в городе, а в современных российских условиях также оценка последствий рыночной экономики, поскольку именно от этого в первую очередь зависит материальное благополучие индивида. Кроме того, материальное благополучие зависит от политики государства. В этом случае оценивается эффективность работы органов управления, как на федеральном, так и на региональном уровне, т. к. на социальное настроение жителей регионов происходящие в их городе события могут оказывать большее влияние, чем общероссийские. В зависимости от отношения к властям и их деятельности проявляется уровень протестной активности различных групп населения. Чем негативнее оценка деятельности, тем уровень протестной активности будет выше. Еще одной сферой общества является культура, поэтому социальное настроение также проявляется в оценке духовной жизни общества. Человек оценивает культуру общества, исходя из уровня своего образования, эрудированности, начитанности, духовных потребностей. Можно предположить, что оценка различных сторон жизни общества зависит от удовлетворенности жизнью и напрямую влияет на социальное настроение.
Третьим важным компонентом социального настроения является социальная позиция, которая отражает мировоззрение человека как систему его взглядов на мир и представляет собой более или менее «стабильный строй мыслей, … является, прежде всего, продуктом серьезной интеллектуальной деятельности независимо от того, представляет ли оно собой следствие самовоспитания или же результат усвоения вносимой извне информации». Мировоззрение проявляется через убеждения, умонастроения и ценностные ориентации человека. «Убеждения – сознательные мотивы к деятельности, обусловленные знаниями, жизненным опытом и общественными отношениями. В соответствии с убеждениями формируются социальные цели и интересы, определяются средства и направления их реализации. Убеждения являются одним из компонентов готовности к реализации требований и предпочтений социального настроения». Умонастроение, как особый вид социального настроения, обладает относительно устойчивым характером и представляет собой определенную направленность не только безотчетных чувств и переживаний, но и более или менее ясных выраженных мыслей, идей и убеждений. Ученый Б.Д. Парыгин считает, что в пределах одного и того же мировоззрения возможна целая гамма умонастроений: от апатии до революционной активности, от жизнеутверждающего оптимизма до скептицизма. Умонастроение, как элемент социального настроения, неразрывно связан с готовностью к реализации ценностных ориентаций.
Ценностные ориентации выступают в качестве некой призмы, обуславливающей особой угол зрения и отношение к происходящим изменениям. Сквозь призму приемлемых и значимых ценностей личность или группа как бы «пропускает» через себя объективные условия своей жизни, выполняя своеобразную функцию регулятора социальных действий. С ценностями связано понятие жизненные стратегии. Жизненная стратегия – это способность к самостоятельному построению своей жизни, к осмысленному ее регулированию в соответствии с кардинальным направлением жизнедеятельности. Жизненная стратегия выбирается в соответствии с ценностными ориентациями личности и, с одной стороны, определяет удовлетворенность индивида различными сторонами жизни, а с другой – представляет собой проект действий индивида в будущем, определяет способы достижения благосостояния, реализации своего «Я» и т.д. В мониторинговом исследовании, проводившемся под руководством ученых О.А. Хасбулатовой и Л.С. Егоровой, обозначены три типа жизненных стратегий: патерналистская стратегия, стратегия выживания и стратегия развития. Патерналистская стратегия предполагает надежду на государство в деле материального обеспечения семьи. Лица, разделяющие данную стратегию, стремятся получить льготы, социальные пособия от государства, и снижение уровня социального обеспечения приводит к распространению у них настроения подавленности или раздражения. Отличительной особенностью стратегии выживания является ориентация на собственные силы, но при этом используются такие способы обеспечения себя и своей семьи как работа на приусадебном участке, сокращение расходов на литературу, отдых, одежду. Под стратегией развития понимается такой тип поведения и конструирования жизнедеятельности, которому соответствует осознанный отказ от иждивенческих настроений, опора на собственные силы при достижении целей, ориентация на профессиональный успех, самореализацию и саморазвитие.