При поиске работы на распределение учебного заведения рассчитывают лишь 4 %, тогда как учебные заведения дают более высокий процент.
ПодробноСоциализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу.
ПодробноДетская беспризорность – социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства.
ПодробноИзучением феномена социального настроения занимались многие ученые в рамках различных направлений социологии и психологии.
ПодробноНабор механизмов социализации, составляющих ее функциональную сторону, очень широк. В данной работе нас интересуют механизмы школьного социализирующего влияния. Основными механизмами социализации в школе являются «имитация», «идентификация» и «обучение».
«Имитация» определяется как осознанное или неосознанное стремление ученика копировать поведение учителей, перенимать определенные модели поведения. «Идентификация» - способ усвоения детьми школьного поведения, педагогических установок и ценностей как своих собственных» [49].
В процессе имитации образцами для подражания в первую очередь становятся учителя, объясняется это тем, что именно они предлагают для ученика первые модели и способы школьного поведения. Часть социального опыта дети получают, просто копируя то поведение, которое они наблюдают в школе, классе учителей, учеников и других взрослых. Имитация может проявляться в подражании жестам, голосу и другим особенностям педагогов. Идентификация заключается в том, что ученик учится ставить себя на место другого человека, понимать его чувства и переживания. Процесс идентификации тесно связан с эмпатией (умением сопереживать). Но все же это разные процессы. Эмпатия также предполагает умение поставить себя на место другого человека и почувствовать то же, что и он, но при этом человек не занимает ту же позицию, что и другой, а продолжает строить свое поведение самостоятельно. Идентификация предполагает, что человек занимает позицию другого и строит свое поведение как другой человек (чью позицию он занял). Оба этих механизма социализации способствуют тому, что школьник вырабатывает поведение, которое ему демонстрируют в школе. В качестве еще одного механизма социализации мы выделяем процесс обучения школьника, который протекает во время общения. Процесс социализации подразумевает овладение человеком социальным опытом, который он и перенимает, получая навыки в совместной деятельности в школьном, классном коллективе.
Приверженцы социологизаторского подхода к пониманию процесса социализации выделяют еще два «негативных» механизма социализации в школе - это социализация ученика через чувство вины и стыда. Суть этих механизмов заключается в том, что педагоги воспитывают, в частично используя порицания, осуждения и наказания, обращаясь к чувству вины и стыда ученика. Эти механизмы не обучают его моделям поведения, а запрещают не одобряемые педагогами формы поведения.
Социализация детей и подростков длительное время протекает под влиянием школы. Это происходит от того, что в силу известных причин школьник длительное время зависит от системы образования, а кроме того, педагоги долго являются для ученика «значимыми взрослыми - людьми, которые важны и значимы для человека вследствие того, что он чувствует их способность оказывать непосредственное влияние на его жизнь» [9].
По мнению Кона И.С., педагоги оказывают влияние на поведение ребенка в процессе его воспитания с помощью трех основных механизмов:
1) подкрепление - поощрение за хорошее поведение и наказание за плохое;
2) идентификация - ребенок подражает педагогу; влияние через личный пример;
3) понимание - знание мира ребенка и отклики на его проблемы [25].
Особенно эффективным способом влияния на ученика является «понимание». Применение его дает всегда положительные результаты в воспитании подростка и для протекания процесса его социализации. Применение этого механизма основывается на любви и принятии ученика таким, каков он есть. Понимание подростка сообщает ему: «Я забочусь о тебе; то, что ты чувствуешь и говоришь - важно». Цель этого механизма заключается в передаче подростку возможности понять себя и сделать это самому. В этом процессе с помощью педагогов ребенок сначала учится понимать себя, а затем других людей.