При поиске работы на распределение учебного заведения рассчитывают лишь 4 %, тогда как учебные заведения дают более высокий процент.
ПодробноСоциализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу.
ПодробноДетская беспризорность – социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства.
ПодробноИзучением феномена социального настроения занимались многие ученые в рамках различных направлений социологии и психологии.
ПодробноОказание помощи в решении социальных проблем осужденных, обеспечение их социальной защиты способствует подготовке их к освобождению, восстановлению и укреплению социально полезных связей, содействию в трудовом и бытовом устройстве после освобождения, а проведение воспитательной работы поможет осужденным принять нормы и правила общежития открытого общества и потребность в их соблюдении.
В современных условиях необходимо совершенствование правового регулирования социальной и воспитательной работы, а также поиск новых форм и методов организации и проведения такой работы в исправительных учреждениях. При этом следует акцентировать внимание на обеспечении комплексного подхода, охватывающего социальную, воспитательную, а также психологическую работу с осужденными.
Проблема правового регулирования социальной и воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях нуждается в дополнительном рассмотрении в связи с обострившейся в последнее время проблемой ресоциализации осужденных и их последующей социальной адаптацией после освобождения из исправительных учреждений. Очевидно, что без тщательного историко-правового анализа всего комплекса возникающих связей и отношений нельзя разработать четкую теоретически обоснованную позицию по соотношению социальной и воспитательной работы с осужденными к лишению свободы, их ресоциализации в процессе отбывания наказания. Представляется целесообразным закрепить ее законодательно и разработать адекватные меры по ее реализации.
Социальная и воспитательная работа с осужденными к лишению свободы являются самостоятельными видами деятельности, направленными на достижение основной цели – исправления осужденных.
В связи с этим необходимо изменить название главы 15УИКРФ. Оно может быть представлено в следующей редакции: «Социальная работа и воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы». Данную главу необходимо дополнить статьей, в которой будет дано определение социальной работы с осужденными к лишению свободы, а также указаны ее цели, задачи, формы и методы.
Социальная работа с осужденными включает в себя оказание социальной помощи, которая не должна сводиться лишь к актам благотворительности. Поэтому право осужденных на социальную помощь также требует законодательного закрепления. В связи с этим часть 7 статьи 12 УИК РФ следует дополнить пунктом 7.1 следующего содержания: «Осужденные имеют право на социальную помощь, оказываемую сотрудниками уголовно-исполнительной системы, государственных органов, учреждений государственной и иных форм собственности, родственниками осужденных, представителями общественности».
Рассмотрев понятия и соотношение социальной и воспитательной работы с осужденными, могут быть сформулированы следующие их особенности:
а) социальная работа является профессиональной деятельностью, направленной на гармонизацию личностных и общественных отношений через оказание индивидуальной помощи лицам, испытывающим затруднения в социальном функционировании;
б) в исправительном учреждении проводится специализированная социальная работа;
в) важной особенностью социальной работы является ее посреднический характер;
г) социальная работа не подменяет воспитательную, так же, как и воспитательная не может заменить социальную;
д) социальная и воспитательная работа являются самостоятельными видами деятельности, направленными на решение задачи ресоциализации осужденных и достижение цели их исправления;
е) различия и относительная самостоятельность воспитательной и социальной работы в ИУ заключается, прежде всего, в соотношении по объекту и предмету этих видов деятельности, а также временным характеристикам. Вместе с тем они различаются также по специфике задач и форм, осуществляемых в условиях ИУ.
Изучив правовые основы социальной работы с осужденными в зарубежной пенитенциарной практике, могут быть сделаны следующие выводы:
уголовное законодательство и правоприменительная практика многих стран мира не обходит вниманием проблему ресоциализации осужденных;