Service 01

Молодежь
на рынке труда

При поиске работы на распределение учебного заведения рассчитывают лишь 4 %, тогда как учебные заведения дают более высокий процент.

Подробно
Service 02

Сущность
социализации

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу.

Подробно
Service 03

Беспризорность
сущность и причины

Детская беспризорность – социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства.

Подробно
Service 04

Социальное
настроение

Изучением феномена социального настроения занимались многие ученые в рамках различных направлений социологии и психологии.

Подробно

Разделы

Идея прогресса в истории социальной мысли

Но в античности существовали и другие взгляды на проблему прогресса. Так, у Гесиода, автора «Трудов и дней» и «Теогонии», можно встретить представление о нисходящем развитии общества – развитии от лучшего к худшему. Он выделили пять веков человеческой истории - золотой, серебряный, медный, героический и железный. Самым лучшим, по его мнению, был первый золотой век, когда люди вели достаточно беспечный образ жизни и «благоденствовали». Самым же худшим Гесиод называет современный ему век, отличающийся большим эгоизмом, всеобщим озлоблением, завистью и различными болезнями[9].

Конечно, в античности существовали представления, которые оценивали те или иные изменения в жизни людей, как движение от худшего к лучшему. Наиболее ярким примером здесь являются древние греки, которые, как известно, противопоставляли себя в качестве цивилизованного народа окружающим их негреческим племенам, варварам, которые не имели еще государства. Греки знали, что раньше они тоже находились в таком состоянии. Так возникла потребность в объяснении того, как совершился этот переход от дикости к цивилизованному, государственному состоянию. Исследователи придерживаются мнения, что подобные взгляды древних греков не следует понимать в строгом смысле, как размышления на тему общественного прогресса. Но вероятнее всего мы столкнемся с проблемой модернизации античного сознания, приписывания ему того, что появится значительно позже.[10]

Средневековое европейское сознание было ориентировано главным образом на прошлое. Всевозможные учения относительно будущего спасения и совершенства праведников представляли собой не идеи о прогрессе, а веру в будущее торжество определенного идеала (справедливости, спасения). Правда, историки социальной мысли отмечают, что в трудах у средневековых мыслителей встречаются элементы концепции прогресса. Так, итальянский мыслитель Иоахим Флорский представлял всемирную историю как последовательную смену трех эпох и соотносил их с членами святой Троицы. Каждая последующая эпоха, по его мнению, является необходимым этапом совершенствования человечества, которое на третьем этапе достигнет полной духовной свободы, справедливости и мира[11]. Заметим, что вера в социальный прогресс в целом не характерна для средневековья.

Идея общественного прогресса утверждается в эпоху Просвещения. Девизом это эпохи стало изречение «все должно предстать перед судом разума!»[12]. Исходные идеи этого времени: культ науки (следовательно, и разума) и прогресс человечества. Просветители определенным образом понимали современную им эпоху, ее роль и значение для человека. Они противопоставляли современности, характеризуемой как эра разума, прошлое человечества. Это в определенном смысле приводило к разрыву между прошлым и настоящим, но все попытки восстановить между ними историческую связь, беря за основу критерий разума и знания, приводили к подтверждению концепции о восходящем движении истории.

Как видно из названия эпохи, просветители занимались распространением просвещения среди народных масс. Они боролись за то, чтобы в обществе не было пропасти между богатыми и бедными. В качестве идеала они выдвигали принцип равенства. Развитие и распространение знания рассматривалось как постепенный и накопительный процесс.

Роль движущей силы истории у просветителей играл разум. По мере того, как он развивается и внедряется в человеческую жизнь, он меняет ее к лучшему. Разум помогает в борьбе с невежеством, суевериями и предрассудками. Под развитием разума просветители понимали совершенствование производственной деятельности людей, смягчение нравов, установление определенных «разумных форм» общественно-государственного устройства, - все это они называли «достижениями цивилизации»[13].

Рассмотрим взгляды двух выдающихся мыслителей XVIII века – Вольтера и Руссо. Оба философа отрицали существование общественного прогресса. Жан Жак Руссо хотя и размышлял о прогрессе, но считал, что он не может охватывать все общество в целом. Если люди выигрывают в одном отношении, то непременно теряют в каком-то другом. Вольтер также не признавал общественного прогресса, утверждая, что мир будет всегда таким, как теперь. Подобно Вольтеру, многие другие мыслители скептически относились к идее прогресса[14].

В середине XVIII века среди просветителей начинает преобладать другая тенденция – рационалистическая теория прогресса[15]. Согласно данной теории, несмотря на различные препятствия, драматические события и «отступления», человечество, общества и социальные институты неуклонно развиваются поступательно, движутся по восходящей линии, совершенствуются. В основе такого прогресса лежат успехи человеческого разума, которые можно увидеть в развитии науки, техники, искусстве. По мнению мыслителей, именно разумная природа человека толкает его к тому, чтобы совершенствоваться самому и вместе с тем окружающую его среду, в том числе и социальную. Рационалистическая теория прогресса была одновременно теорией социального и человеческого характера, носила антропологический характер.

Перейти на страницу: 1 2 3 4