При поиске работы на распределение учебного заведения рассчитывают лишь 4 %, тогда как учебные заведения дают более высокий процент.
ПодробноСоциализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу.
ПодробноДетская беспризорность – социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства.
ПодробноИзучением феномена социального настроения занимались многие ученые в рамках различных направлений социологии и психологии.
Подробно
Идея социального прогресса не нова. К данному вопросу обращались многие мыслители – от Гераклита и Эмпедокла до К. Маркса и Ф. Энгельса[2]. В истории социальной мысли, пожалуй, не было ни одного крупного мыслителя, который не затронул бы проблемы социального прогресса. Они по-разному трактовали его, предлагали различные критерии и подходы к его рассмотрению.
Прежде чем мы обратимся к краткому обзору трудов великих философов, социологов и писателей, разъясним само понятие «прогресс». Стоит заметить, что существуют определенные трудности, связанные с тем, что это понятие относится к числу философских проблем[3]. Специфика же философского знания такова, что философские проблемы не могут быть решены раз и навсегда. Они снова и снова возникают в процессе развития общества, требуя нового осмысления, и приобретают особую важность на переломных этапах истории. В особенности это относится к проблемам, которые прямо затрагивают жизнь и развитие общества. К ним относится и проблема, связанная с трактовкой общественного прогресса.
Само слово «прогресс» происходит от латинского «progressus», что означает «движение вперед; успех»[4]. Иногда понятие прогресс отождествляется с «развитием», но подобное сравнение следует признать неверным. Развитие – это «необратимое, направленное, закономерное изменение, в результате которого возникает новое качественное состояние субъекта»[5]. Если говорить о развитие какой-либо системы, то следует понимать, что в ней происходят определенные процессы, сопровождающиеся возникновением чего-то нового, ранее не известного, качественно иного. Таким образом, не всякое развитие может быть расценено как прогрессивное. Признаком развития является возникновение чего-то нового, в определение прогресса присутствуют другие признаки.
Перечислим важнейшие из признаков прогресса. Направленность: прогресс это такое изменение общества, которое направлено к некоторому конечному состоянию, причем каждая последующая стадия ближе к этому состоянию, чем предыдущая. На каждой последующей стадии общество использует все лучшие достижения предыдущей стадии, добавляя что-то новое (признак кумулятивности). Изменение состояния общества происходит не за счет внутренних стимулов, присущих самому обществу, или отдельным его индивидам. Этим «двигателем» может быть тяга человека к познанию, технологические усовершенствования или социальные противоречия («внутренний характер источника развития»). Прогресс не может быть остановлен или «переведен на другие рельсы» пока существует данное общество (признак необратимости). И последний признак – позитивная направленность изменений или социальный оптимизм. Каждая последующая стадия в каком-то, самом важном отношении, существенно лучше предыдущей[6]. Ни один сторонник концепции прогресса не утверждал, что каждая последующая стадия абсолютно во всех отношениях лучше предыдущей. Большинство из них понимало, что когда люди приобретают новые возможности, они теряют нечто очень важное. К примеру, разделение труда ведет к разрушению традиционной сельской общины, которая отличалась особенно теплыми отношениями между людьми. Стоит отметить, что выигрывает человек больше, чем теряет. Именно поэтому важно выделить главный критерий, по которому оценивается прогресс.
Критерии прогресса, выдвигавшиеся на первое место разными авторами, можно объединить в несколько групп. Первая группа – движение человечества к конечному искуплению грехов – событию, время и формы которого заранее определены Богом, в момент создания им мира (блаженный Августин). Повышение уровня господства человека над природой – вторая группа – сюда относится также соответствующие достижение определенного уровня изобилия в обществе. (Уайт). Третья группа – достижение принципиально новых уровней познания природы и общества (О. Конт). Еще одна группа – достижение некоторого оптимального состояния общества и его социальной структуры: материального и политического равенства граждан, формирование наиболее соответствующих природе человека форм общности людей – равенства, справедливости (К.Маркс). И последняя группа включает в себя создание идеальных условий для саморазвития свободы, выбора и равных жизненных возможностей (Михайловский)[7].
Идея общественного прогресса является порождением Нового времени. Именно в это время в сознании людей стало формироваться представление о поступательном, восходящем развитии общества. Стоит заметить, что уже у античных философов можно обнаружить размышления на тему прогресса. Но античное мировоззрение носило космоцентрический характер. Это означает, что человек античности был координирован по отношению к природе, космосу. Космос, в представлении философов, представлял собой нечто вечное прекрасное в своей упорядоченности. Человек должен был найти свое место в этом вечном космосе, а не в истории. Весьма популярным в античности было представление о циклическом характере социального развития, о неком вечном круговороте. Идея вечного возвращения «на круги своя» глубоко укорена в античной философии. Этот взгляд разделяли Гераклит, Эмпедокл, стоики[8]. Стоит отметить, что движение по кругу рассматривалось в те времена как идеально правильное, совершенное.