При поиске работы на распределение учебного заведения рассчитывают лишь 4 %, тогда как учебные заведения дают более высокий процент.
ПодробноСоциализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу.
ПодробноДетская беспризорность – социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства.
ПодробноИзучением феномена социального настроения занимались многие ученые в рамках различных направлений социологии и психологии.
Подробно
В последние несколько лет в нашей стране среди молодежи появилось огромное количество разнообразных культур и субкультур, если лет десять назад их количество не превышало двадцати, то в настоящее время эти образования достаточно трудно пересчитать и как-то систематизировать.
Важно отличать молодежную культуру от культуры молодежи. На первый взгляд, эти два понятия равнозначны, но это не совсем так. «Если молодежная культура принадлежит молодежи и не свойственна обществу как целому, то культура молодежи включает в себя и общие элементы культуры, передаваемые молодежи старшим поколением в процессе воспитания и образования.»[6] Еще одним важным термином является термин «субкультура». Наиболее полное определение субкультуры дает Волков Ю.Г.: «Субкультура – система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающейся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней»[7].
Молодой человек очень импульсивен, впечатлителен, динамичен и эмоционален, по этому часто возникает непонимание и конфликт между ним и представителями старшего поколения из-за несовпадения мнений, интересов, увлечений и ценностей. Этот конфликт является одной из ведущих причин образования молодежных культур и субкультур.
Процесс культурной преемственности одновременно сближает и разъединяет поколения. Старшие поколение передает весь свой опыт и духовное богатство, а молодежь должна прилагать усилия для его овладения, но по мимо этого, она должна также и соединить этот материал с реальной современной жизнью, образуя тем самым новую культуру. В современном обществе, с его динамичным развитием все более сложными становятся взаимоотношения между разными поколениями, а соответственно претерпевает значительные изменения и процесс культурной преемственности: меняются механизмы развития культуры, снижается ценность жизненного опыта старших поколений. И чем общество быстрее развивается, тем больше увеличивается культурная пропасть между молодежью и «миром взрослых», потому что чем старше человек, тем ему труднее адаптироваться к новым условиям, а для молодежи, ввиду ее мобильности и динамичности, это не составляет большого труда.
Некоторые исследователи считают, что «возникает принципиально новый тип культуры, в рамках которой не молодежь заимствует нормы и ценности из опыта предыдущих поколений, а наоборот, старшее поколение от молодых»[8]. Во многих случаях, новации, в какой сфере общественных отношений они не возникали, проходят проверку в молодежной среде, а только потом, постепенно, принимаются старшими, более консервативными членами общественных отношений.
Очень часто, в большинстве случаев, повод и причина конфликта между молодежью и взрослыми не совпадают. Причинами могут особенности психики подростка, не умение выстраивать диалог, не понимание сути культурных различий поколений и многие другие, а поводом может стать отклонение от осуществления принципов социальной справедливости, разные ценности и т.д.
А.Н. Сухов подразделяет конфликты на следующие виды:
· Внутриличностные конфликты (столкновение в психики индивида несовместимых процессов, вследствие чего личность не может нормально существовать);
· Конфликты между личностью и группой;
· Конфликты между малыми группами;
· Конфликты между малыми и большими группами;
· Конфликты между большими группами.[9]
Вариантом преодоления конфликта может быть выход человека на новый уровень понимания или включаются механизмы психической защиты:
· Вытеснение (по принципу: «не было этого»);
· Конверсия (построена на использовании чувства юмора);
· Резкий подъем самооценки («принципы родителей верны, но они их не могут придерживаться, а вот я могу, я их выше»);
· Резкое падение оценки родителей.[10]
Толчок к развитию конфликта чаще всего дается извне, появляется внутриличностный конфликт, который потом переходит в межличностный или личности и группы. Вследствие этого молодой человек меняет семью на неформальную группу. Очень часто эту ситуацию усугубляет неправильное воспитание. В таких случаях эта неформальная группа становится местом, с особым эмоционально-психологическим климатом, комфортным для молодежи. Молодежные неформальные группы могут создаваться специально для изживания конфликтов со старшим поколением. С помощью атрибутов и символов той или иной субкультуры подросток пытается влиять на взрослых. Например, символы агрессии в панк-культуре: воинственного вида ирокез, цепи, шипы и черепа в качестве украшений. Это помогает погасить конфликт с родителями, переведя его во внешнюю среду, снять внутренне напряжение подростка.