При поиске работы на распределение учебного заведения рассчитывают лишь 4 %, тогда как учебные заведения дают более высокий процент.
ПодробноСоциализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу.
ПодробноДетская беспризорность – социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства.
ПодробноИзучением феномена социального настроения занимались многие ученые в рамках различных направлений социологии и психологии.
Подробно
Введение
В нынешних социально-экономических условиях проблемы детей-сирот в России достигли предельной остроты.
Сиротство как общественное явление на Руси имеет многовековую историю. Судьба детей-сирот издавна решалась на Руси путём призрения. С этим понятием ассоциировалось, прежде всего, устройство подкидышей, незаконнорожденных. Именно они составляли контингент отвергнутых детей, от которых родители пытались избавиться любым путём.
Проблема помощи и поддержки детей, оставшихся по тем или иным причинам без родителей, возникла давно. Прочное основание системы детских воспитательных домов на Руси положила Екатерина II.В 1764 году открыли Московский, а в 1770 году – Петербургский воспитательные дома. В 1902 году насчитывалось уже 126 детских приютов, убежищ и яслей, не считая тех, которые имелись при каждом церковном приходе[8,с.15].
После 1917 года система защиты и воспитания детей-сирот в корне изменилась. Детские приюты были преобразованы в детские дома. Они сыграли большую роль в ликвидации детской беспризорности в годы гражданской войны. Содержание детей-сирот взяло на себя государство. В период Великой Отечественной войны детские дома сыграли особую роль в воспитании детей, родители которых погибли на полях сражений или, как в Ленинграде, во время блокады[47,c.10].
В 1950-60 годы из воспитанников детских домов вышло много талантливых людей. В те годы выпускники легче адаптировались в окружающей жизни, чего, к сожалению, нельзя сказать о нашем времени. С конца 60-х годов речь идёт о так называемом “социальном сиротстве”, т.е. большинство детей, живущих в детских домах, это дети, родители которых лишены родительских прав, находятся в местах лишения свободы, ведут аморальный образ жизни, бросают своих детей. “Социальное сиротство” влияет на детскую психику самым пагубным образом. Из них единицы могут нормально войти в окружающую жизнь, адаптироваться в ней.
Обнаруживается и так называемое “скрытое социальное сиротство”, которое связано с ухудшением жизни семьи, падением её нравственных устоев и изменением отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семьи, вследствие чего растёт беспризорность огромного числа детей и подростков. При этом школы-интернаты и детские дома переполнены, растут приюты временного содержания. Пополнение этих учреждений идёт за счёт детей из неблагополучных семей. Рушится основа государственного строя – семья. Политические, государственные и общественные деятели не осознают последствий такого разрушения, хотя учёные и практики образования бьют тревогу: лишение или ограничение возможностей удовлетворения ребёнком жизненно важных и социально значимых потребностей, получаемых, как правило, в семье, искажает его личностное развитие.
Особую тревогу вызывают выпускники этих учреждений. Трудности перехода воспитанника государственного учреждения из специфического полуизолированного мира в самостоятельную жизнь существовала всегда во всех странах, где преобладала интернатная система содержания детей-сирот. В 80-е годы в России получило распространение стремление различных общественных организаций активно участвовать в преодолении этих трудностей. Но их деятельность, как правило, сводилась к решению конкретных социальных проблем детей-сирот и защите их прав. Им во многом не хватало системности, глубины анализа и желания вести в этом направлении профилактическую работу.
В современных условиях воспитанники интернатных учреждений особенно нуждаются в социальной защите, которая должна осуществляться в комплексной работе всех педагогов и специалистов (в первую очередь социальных педагогов) интернатного учреждения, которая обеспечит успешную реализацию мер по социальной защите детей-сирот.
Выпускники этих учреждений, как правило, во взрослой самостоятельной жизни продолжают испытывать недоверие ко всем людям, бывают зависимыми, чрезмерно критичны к другим, неблагодарными, ждущими постоянного подвоха со стороны окружающих. Они испытывают явные трудности при установлении социальных контактов. При выраженном желании создать собственную семью часть из них терпят неудачу. Очень низкое осознание собственной жизнедеятельности порождает у них потребительское отношение к жизни, психологический инфантилизм.
Трудности социальной адаптации особенно очевидны при сопоставлении ответов сегодняшних воспитанников и выпускников, поживших самостоятельно. Внутри детского дома воспитанники не ощущают особых проблем, их ожидания радужны и безответственны. Самостоятельная жизнь выпускников ставит перед ними проблемы (касающиеся не только организации их быта, отношения к работе, но и сохранения своего здоровья, проведения свободного времени, опыта создания семьи и воспитания детей), которые они не всегда могут самостоятельно преодолеть.
Поиски оптимизации социальной защиты воспитанников и выпускников интернатных учреждений определили направление исследования как в системе образования, так и в системе органов социальной защиты населения, так как решение проблем воспитанников возможно усилиями этих ведомств.
Цель нашего исследования
– выявить социальные проблемы воспитанников интернатных учреждений, определить оптимальные пути и средства социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по социальному сиротству и проблемам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Выявить наиболее сложные социальные проблемы, возникающие у воспитанников интернатных учреждений.
3. Разработать практические рекомендации по решению социальных проблем детей-сирот.
Объект исследования
– воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, система их социальной защиты в условиях интернатного учреждения.
Предмет исследования
– содержание, методы, технологии социальной защиты детей-сирот в условиях Псковскогодетского дома для детей школьного возраста.
Методы исследования:
· Анализ литературных источников по проблеме сиротства и нормативно-правовых документов.
· Изучение личных дел воспитанников детского дома.
· Наблюдение, беседы, опрос и анкетирование детей и воспитателей.