Service 01

Молодежь
на рынке труда

При поиске работы на распределение учебного заведения рассчитывают лишь 4 %, тогда как учебные заведения дают более высокий процент.

Подробно
Service 02

Сущность
социализации

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу.

Подробно
Service 03

Беспризорность
сущность и причины

Детская беспризорность – социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства.

Подробно
Service 04

Социальное
настроение

Изучением феномена социального настроения занимались многие ученые в рамках различных направлений социологии и психологии.

Подробно

Разделы

Школа субъективной социологии. Психологическая школа

1. Субъективистское направление социологии акцентировало внимание на доминирующей роли сознания в общественном развитии. Это направление представляли П.Л. Лавров (1828 – 1900 г.) и А. К.Михайловский (1842 – 1904 г.).

Основные направления социологических исследований П.Л. Лаврова:

• определение предмета и метода социологии как науки.

Социология

- наука которая исследует формы проявления, усиления и ослабления солидарности между сознательными органическими особями. Преобладающий метод социологии

- исторический, поскольку познание общества возможно в той мере, в какой осмыслена его история;

· создание теории социального прогресса, в которой выделяется два аспекта:

а) теоретический (рассмотрение целей и средств общественного развития);

б) практический (обоснование долга личности активно участвовать в преобразовании общества). Поэтому развитие общества возможно через единство солидарности и роста сознания личности. Личность - первичная клеточка общества, носитель справедливости и истины. Главная цель прогресса - достижение солидарности во всех сферах общественной жизни.

2. Н.К.Михайловский исходил из того, что прогресс есть постепенное приближение к целостности общества, к возможно полному и всестороннему разделению труда между его органами и возможно меньшему разделению труда между людьми: разделение труда выступает предпосылкой солидарности, кооперации людей, одним из законов социального прогресса. Деятельность людей строится на основе идеала. Поэтому прогресс определяется как объективным фактором (кооперацией), так и субъективным (сознательной деятельностью человека);

· кооперация обуславливает все стороны социальной жизни; бывает простой и сложной в зависимости от того, с какими видами разделения труда она связана.

Простая кооперация наиболее полно отвечает естественному разделению труда. Она дает людям общую цель, порождает солидарность интересов и взаимопонимание. Члены сложной кооперации утрачивают свою индивидуальность приспосабливаются к выполнению одной функции. Общая цель постепенно исчезает, разбиваясь на ряд частных; возникают взаимное непонимание, враждебность. Вместо солидаризированного общества появляются разнородные социальные группы.

3. Психологическое направление разрабатывали Л.И. Петражицкий (1867 – 1931 г.) и А.И. Кареев(1850 – 1931 г.). Л.И. Петражицкий в качестве предмета социологии выделяет формы и мотивы участия индивида в общественной жизни:

· исходным понятием социологии является "социальное поведение", где основной акцент должен быть сделан на анализ мотивации поведения индивида;

· психологическая типология мотивов включает две их разновидности: чувства и волю. Чувства носят пассивный характер, а воля - активный. Связующим звеном между чувством и волей выступают эмоции, которые являются истинной причиной, побуждающей человека действию; право - совокупность эмоций, переживаний. Непосредственным регулятором социального поведения выступают социальные нормы. Будучи продуктом "народной психики", нормы-законы изменяются, развиваются вместе с ней;

· любая социальная система является переходной ступенью социального поведения. По мере выполнения своих функций она неизбежно заменяется новой, более соответствующей достигнутому уровню в эволюции народной психики. С этой позиции история человечества есть постоянный рост разумных норм и учреждений, что приводит к ускорению социальных действий.

4. Согласно представлениям Н.И. Кареева, общество есть сложная система психических и практических взаимодействий личностей. Общество делится на две части: культурные группы и социальную организацию:

§ культурные группы - предмет индивидуальной психологии. Отличительными признаками культурных групп являются приобретенные свойства: привычки, обычаи, традиции, которые возникают в результате воспитания;

§ социальная организация - результат коллективной психологии. Это совокупность экономической, юридической и политической сред. Именно социальная организация составляет непосредственный предмет социологии. Характер социальной организации определяет положение личности в обществе.