При поиске работы на распределение учебного заведения рассчитывают лишь 4 %, тогда как учебные заведения дают более высокий процент.
ПодробноСоциализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу.
ПодробноДетская беспризорность – социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства.
ПодробноИзучением феномена социального настроения занимались многие ученые в рамках различных направлений социологии и психологии.
ПодробноДокументальной в социологии называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото- или кинопленке. В этом смысле понятие документации отличается от общеупотребительного: обычно мы называем документами официальные материалы.
По способу фиксирования информации различаются: рукописные и печатные документы; записи на магнитной ленте. Пример: Американский социолог У.Томас и польский Ф.Знанецкий исследовали по документам жизнь польских эмигрантов в Европе и Америке. Они попросили одного польского крестьянина написать автобиографию и получили от него 300 страниц рукописного текста. Эти документы называют целевыми. Другие – не зависимые от социолога документы называют наличными. Обычно они и составляют документальную информацию в социологических исследованиях.
В зависимости от статуса документы делятся на официальные и неофициальные. Особая группа документов - средства массовой информации, газеты, журналы, радио, телевидение, кино. По источнику информации документы делятся на первичные и вторичные. Документы нередко выступают в роли главного источника информации дополненной опросом или прямым наблюдением.
Главные недостатки описанного метода состоят в проблемах получения достоверной информации из биографических материалов и в том, что при изучении человеческой деятельности в документах почти не отражается ее процесс, а лишь результаты.
Опросы – незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях.
Впервые официальные опросы появились в Англии в конце XVIII века, а в начале XIX века в США. Во Франции и Германии первые опросы были проведены в 1848 году, Бельгии - 1868-1869 гг. И далее начали активно распространятся.
Существуют два больших класса опросных методов: интервью и анкетные опросы.
Интервью – проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемом), причем запись ответов последнего ведется либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку).
Изучение общественного мнения связывается преимущественно с проведением анкетирования. Этот метод предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируются опрашиваемым либо наедине с собой (заочный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой опрос).
При проведении опросов не надо забывать, что с их помощью выявляются субъективные мнения и оценки, которые подвержены колебаниям, воздействиям условий опроса и других обстоятельств. Чтобы минимизировать искажение данных, связанное с этими факторами, любую разновидность опросных методов следует проводить в сжатые сроки.
Независимо от того, прибегаем ли мы к интервью или анкетному опросу, большинство проблем, связанных с надежностью информации, оказываются для них общими.
Следующая стадия КСИ общественного мнения – это стадия обработки и анализа собранных данных. При этом следует учесть методику сбора информации, которая может быть качественной или количественной. Информацию, собранную в результате КСИ, необходимо упорядочить и формализовать. Это можно сделать при помощи математико-статистичестких методов, к которым относятся подсчет описательных характеристик, коэффициентов корреляции и т.д. Качественные данные обрабатываются как документальный источник. При этом проводятся процедуры: описания, в которой необходимо, во-первых, упорядочить и, во-вторых, сжать информацию; описательного анализа, который включает группировку, типологизацию, кластерный и факторный анализ. Следующее, что необходимо сделать – это проинтерпретировать данные, т.е. придать эмпирическим данным определенное значения. Далее следует процедура объяснения – включения эмпирических знаний об объекте в социальный контекст.
Конечным этапом проведения КСИ общественного мнения является прогнозирование вероятного поведения опрошенных в рамках темы исследования, написание отчета, в котором должны быть указаны рекомендации для организаций, управленческих учреждений по выработке наиболее оптимальных путей развития или реформирования с учетом общественного мнения /6, с.68/.
Критика методов организации опроса общественного мнения. Вероятность ошибки существует на всех стадиях обследования общественного мнения. Составление выборки, отбор вопросов и их формулировка, собеседование по вопросам с возможным неправильным толкованием, кодирование и интерпретация ответов требуют опытных, квалифицированных и честных опрашивающих.