При поиске работы на распределение учебного заведения рассчитывают лишь 4 %, тогда как учебные заведения дают более высокий процент.
ПодробноСоциализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу.
ПодробноДетская беспризорность – социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства.
ПодробноИзучением феномена социального настроения занимались многие ученые в рамках различных направлений социологии и психологии.
ПодробноРассмотрим понятия долга и ответственности в социальной работе. Долг является важнейшей категорией как общей, так и профессиональной этики, Последняя выражает общественные и профессиональные связи специалиста и представляет собой совокупность его обязанностей перед государством, обществом, коллегами, профессией, клиентами, перед собой и ответственность перед ними. Поведение специалиста, следование определенным нормам морали в повседневной практической деятельности во многом зависит от отношения его к своему делу. В отличие от профессиональных обязанностей, которые воспринимаются специалистом как внешне заданные, профессиональный долг выражает внутреннюю нравственную потребность и нравственную необходимость должного поведения. Таким образом, долг социального работника можно понимать как нравственную необходимость, фиксированную в качестве субъективного принципа поведения применительно к конкретной ситуации. Совокупность правовых и моральных требований, предъявляемых к профессии социального работника, составляют содержание его профессионального долга. Профессиональный долг обусловлен объективными (обязанности) и субъективными факторами (чувства, убеждения, мотивы профессиональной деятельности и т.д.), оказывающих влияние на поведение специалиста.
Долг выражает императивность морали и заставляет человека действовать в соответствии со своими нравственными ценностями и обязанностями. Чувство долга повелительно требует от социального работника все свои поступки, действия и отношения в конкретных ситуациях согласовывать с требованиями и нормами профессиональной морали. Сознательное и творческое отношение к выполнению профессионального долга является залогом успешной деятельности социального работника.
Если моральные требования выражают отношение общества к человеку, то долг – это отношение личности к обществу. Личность выполняет определенные моральные обязанности перед обществом. Категория «долг» наиболее полно выражает социальный характер деятельности социального работника и нормативный характер профессиональной этики. Моральный долг выступает как глубоко осознанная необходимость определенной линии поведения, обусловленной стремлением к достижению социальной гармонии и справедливости. Он формируется на основе профессионального долга и высокий уровень его развития является необходимым условием профессиональной пригодности социального работника. Выполняя свой моральный долг, социальный работник к своим обязанностям относится творчески, в более широком объеме, чем это диктуется требованиями профессионального долга.
Поведение и деятельность социального работника, детерминируясь профессиональным и моральным долгом, реализуется в соответствии с юридическими и профессиональными требованиями, с учетом возможных реакций со стороны общества, профессиональной группы и клиента на выполнение или невыполнение им своего долга. В то же время поведение социального работника характеризуется проявлением следующих характеристик:
а) свобода. Из системы общественных морально-нравственных нормативов социальный работник выбирает такие нормы, которые наиболее соответствуют его внутренним устремлениям и представлениям о добре и благе;
б) сознательность. Принятие того или иного решения осуществляется в результате осознания необходимости, обусловленной конкретной ситуацией, выбора наиболее оптимального варианта;
в) добровольность проявляется в том, что чувство долга становится внутренним убеждением и основным мотивом поведения и деятельности социального работника в повседневной практике.
Если долг социального работника состоит в том, чтобы осознать, применить к конкретному положению, в котором он находится, и практически реализовать моральные требования, то вопрос, в какой мере эта задача выполняется или в какой мере человек повинен в ее невыполнении, - это вопрос о личной ответственности специалиста. Ответственность и долг взаимосвязаны и никогда не рассматриваются изолированно.
Ответственность социального работника характеризует его личность с точки зрения нравственных требований, предъявляемых к ней в части профессионально-квалификационных и личностных качеств и деятельности. Ответственность выступает как средство регуляции поведения личности социального работника со стороны общества, так и с позиции долга, совести, чести самого человека.
Для деятельности социального работника характерна высокая степень самостоятельности и моральной ответственности. Ответственность неразрывно связана с творчеством и самостоятельностью, с внимательным отношением социального работника к окружающим людям, с которыми он общается в процессе профессиональной деятельности.
Ответственность социального работника оценивается конкретно, с учетом органического единства прав и должностных обязанностей. Мера ответственности социального работника увеличивается в связи с возрастанием его социальных полномочий и возможностей.
Нередко социальный работник попадает в ситуации, когда стандартно, без творческого подхода невозможно решить ту или иную проблему. Следуя внутренней потребности поступать всегда нравственно, социальный работник должен учитывать имеющуюся в обществе систему нравственных норм и ценностей.