При поиске работы на распределение учебного заведения рассчитывают лишь 4 %, тогда как учебные заведения дают более высокий процент.
ПодробноСоциализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу.
ПодробноДетская беспризорность – социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства.
ПодробноИзучением феномена социального настроения занимались многие ученые в рамках различных направлений социологии и психологии.
Подробно- богатые
- средства позволяют не только удовлетворять свои потребности, но и организовать самостоятельную экономическую деятельность - 7%;
- состоятельные
- средств достаточно не только для обеспечения высокого уровня жизни, но и для приумножения капитала - 4,3%;
- обеспеченные
- средств достаточно для обновления предметов длительного пользования, улучшения жилищных условий за свой счет или с помощью кредита, для собственного переобучения и образования детей, организации отдыха - 15,8 %;
- малообеспеченные
- средств хватает только на повседневные расходы и в случае крайней необходимости минимум средств для лечения и укрепления здоровья - 55%;
- неимущие
- наличие минимальных средств только для поддержания жизни и отсутствие их для улучшения своего существования - 20,2%.
При наложении обследуемых в мониторинге семей школьников-подростков на приведенную выше модель социальной структуры России получаем следующую динамику изменения уровня материального благосостояния семей в течение последних десяти лет (см. табл.).
Динамика изменения материального положения семей (по самооценкам родителей и детей-подростков)
Материальное положение семей (в %) |
Число опрошенных родителей/детей (абс. число) | |||||
1996 95/310 |
1997 80/280 |
1999 90/650 |
2002 120/680 |
2004 210/1200 |
2006 170/810 | |
Богатые |
2/8 |
3/15 |
2/9 |
3/11 |
5/12 |
5/14 |
Состоятельные |
7/12 |
15/21 |
8/18 |
11/19 |
11/23 |
10/26 |
Обеспеченные |
12/42 |
17/31 |
9/25 |
19/27 |
27/33 |
37/35 |
Малообеспеченные |
33/20 |
34/22 |
35/30 |
31/26 |
25/17 |
37/22 |
Неимущие |
46/18 |
31/11 |
46/18 |
36/17 |
32/15 |
11/4 |
Результаты опроса демонстрируют следующие тенденции. Во-первых, на начальном этапе мониторинга в 1996 г. преобладающая часть семей по самооценкам родителей (79%) и 38% детей относили себя к малообеспеченным и неимущим слоям общества. К 1998 г. (до дефолта) их число сократилось соответственно до 65 % и 33%. Дефолт вновь отбросил часть семей за черту бедности: в 1999 г. 81% родителей и 48% детей оценивали материальное положение своей семьи как неимущие и малообеспеченные. К 2006 г. наблюдается постепенное снижение числа семей, причисляющих себя к низкодоходным слоям общества.
Во-вторых, таблица показывает, что дети в сравнении с родителями считают свои семьи как более обеспеченные: их оценки повсеместно выше родительских. По-видимому, родители, сохраняя приверженность моральным нормам эпохи социализма, стараются по возможности оградить детей от финансовых тягот. Подтверждением такого предположения является тот факт, что в среднем ежегодно до 10% детей не могут оценить состояние семейного бюджета из-за его незнания.