Service 01

Молодежь
на рынке труда

При поиске работы на распределение учебного заведения рассчитывают лишь 4 %, тогда как учебные заведения дают более высокий процент.

Подробно
Service 02

Сущность
социализации

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу.

Подробно
Service 03

Беспризорность
сущность и причины

Детская беспризорность – социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства.

Подробно
Service 04

Социальное
настроение

Изучением феномена социального настроения занимались многие ученые в рамках различных направлений социологии и психологии.

Подробно

Разделы

Сущность социальных проблем современной семьи. Общие проблемы семей.

Можно сказать, что основной проблемой всех ти­пов семей является разрешение вопроса о предна­значении семьи в современном мире. Возникнув как основная форма жизнеустройства, семья первоначально сосредото­чивала в себе все основные функции по обслуживанию человеческой деятельности. Постепенно избавляясь от ряда этих функций, разделяя их с другими социальными институтами, семья столкнулась с тем фак­том, что сегодня трудно выделить некоторый специфический вид дея­тельности, который может осуществить только семья или который может быть сделан только в семье. В сущности, все функции, которые; когда-то принадлежали преимущественно семье, сегодня могут быт осуществлены вне семьи. В связи с этим встает вопрос, что же такое семья — исторический пережиток, который существует только в силу приверженности людей бытовым традициям, или фундаментальный социальный институт, вне рамок которого существование человека не­возможно.

Этот теоретический вопрос подкрепляется все усиливающейся не стабильностью семейного образа жизни, нарастанием кризисных явлений, которые лишь отчасти обусловлены социально-экономическими трудностями, переживаемыми нашей страной. Характерно, что эконо­мически благополучные страны, не пережившие в последние годы та­кого резкого падения уровня жизни своего населения, испытывают аналогичные трудности в функционировании семей.

Нестабильность выражается прежде всего в возрастании числа раз­водов и опасности развода для каждой семьи. Очень высокий уровень разводов в нашей стране, когда на каждые три вновь заключенные брака в год совершается два развода, не является уникальным: в Соеди­ненных Штатах разводов совершается еще больше, хотя и число бра­ков, и в целом динамизм семейной жизни там выше.[5]

Нестабильность семейной жизни проявляется также в постоянном сокращении числа детей на каждую семейную пару. Практически каж­дая страна, вступавшая в индустриальную эпоху, переживает так назы­ваемый первый демографический переход от нерегулируемой рождае­мости на уровне “естественной фертильности”, т.е. когда у женщины (супружеской пары) рождается столько детей, сколько физиологичес­ки может родиться в таких условиях, к регулированию рождаемости, свободному выбору количества детей и сроков их рождения. Такой переход совершается очень быстро, практически на протяжении жизни одного поколения, и все меры воспрепятствовання, в виде юридичес­ких или религиозных запретов, оказываются бессильны.

В настоящее время большинство развитых стран переживает (или уже осуществило) “второй демографический переход” от малодетной к преимущественно однодетной семье. Этот переход вызван не эконо­мическими, а в первую очередь социальными причинами, так как все прежде имевшиеся внешние побуждения к многодетности отошли в прошлое. Сегодня семьи и индивиды имеют потребность преимущест­венно в одном ребенке, а не в нескольких детях, но средства и силы, которые они сознают необходимыми вложить в этого ребенка, резко возрастают. Требуются дорогостоящие усилия, чтобы обеспечить ему соответствующий уровень здоровья, еще до рождения. Минимально необходимый уровень образования сегодня достаточно высок, а для успешного социального старта желательно образование максимально престижное, высококачественное. Предоставление необходимого запа­са впечатлений и предметов для адекватного функционирования в со­циальной среде требует расходов на путешествия, культуру и отдых, приобретение вещей, социально необходимых в детском или подрост­ковом кругу. В настоящее время нет данных, которые позволили бы сделать вывод о том, необратим ли “второй демографический пере­ход”, или это временный, возможно, циклический процесс, и стереоти­пы семенной жизни вновь возродят модель среднедетной или даже многодетной семьи.

Перейти на страницу: 1 2 3