При поиске работы на распределение учебного заведения рассчитывают лишь 4 %, тогда как учебные заведения дают более высокий процент.
ПодробноСоциализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу.
ПодробноДетская беспризорность – социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства.
ПодробноИзучением феномена социального настроения занимались многие ученые в рамках различных направлений социологии и психологии.
Подробно
В научной литературе, касающейся проблем пожилого населения, можно выделить три основные позиции, которые определяют направления исследований и методы социальной политики:
1. Пожилые – это обездоленные люди, нуждающиеся в социальном обеспечении[28];
2. Пожилые люди – это значительный человеческий потенциал, который может и должен быть вовлечен в социально активную жизнь[29];
3. Эта позиция является социально неодобряемой, поэтому редко открыто выражается. Проявляется она только при обсуждении социальной политики: пожилые люди – это социальный балласт общества, тормозящий реформы.
Интересное исследование, выявляющее образ пожилого человека в представлении современных россиян и степень одобрения ими направлений социальной политики, проведено А.В.Писаревым. «Представлены две группы характеристик, одна из которых соответствует «опекаемому», вторая «социально активному» образу пожилых. В целом можно констатировать, что черты «опекаемого» образа преобладают в представлениях опрошенных. Это относится к оценке состояния здоровья, степени профессиональной адаптации, …удовлетворенности жизнью в целом. В основе социально активного образа пожилых лежит оценка уровня образования этой группы. Значительная доля опрошенных воспринимает пожилое население как неоднородную когорту, судить о которой в целом практически невозможно».[30]
Первому подходу «Пожилые люди – это обездоленные люди» соответствуют социальные теории старения:
1) Теория наименования и маргинальности. Она представляет старость как состояние девиантности. «Молодые члены общества считают представителей старшего поколения бесполезными, маргинальными, утратившими прежние способности, уверенность в себе и чувство социальной и психологической независимости. Основной характерной чертой старости является пассивность. Поэтому трудоспособная и активная часть общества должна разрабатывать социальные программы для улучшения жизни пассивных старых людей».[31]
2) теория возрастной стратификации. Сторонники этой теории рассматривают общество как совокупность возрастных групп, которые имеют обусловленные возрастом различия в способностях, ролевых функциях, правах и привилегиях. «Социально-геронтологический анализ определяет место пожилых и старых людей в системе социальной стратификации. Большинство старых людей не участвуют в системе власти и влияния, и, таким образом, не обладают контролем ни над самими собой, ни над другими. Они утрачивают такую характеристику стратификации как престиж, ибо последний обычно ассоциируется с основной сферой занятий, а старость неизбежно связана с увольнением».[32]
Второму подходу, представляющему пожилого человека как «значительный человеческий потенциал» соответствуют следующие теории:
1)Теория активности. Сторонники этой теории считают, что при нормальном старении должны поддерживаться социальные контакты и активность. При наступлении старости личность должна сохранять те же желания и потребности, что и в среднем возрасте. «Старение понимается, как продолжающаяся борьба за сохранение среднего возраста, как новый стиль жизни, побуждающий к постоянной активности, к чувству ответственности за собственную личность и состояние психики».[33]
2) Теория развития и непрерывности жизненного пути. Эта теория предполагает знание жизненного пути пожилого человека, предшествовавшего старости с целью подготовки к обретению и выполнению новых социальных ролей и функций. «Нормальное , «успешное» старение возможно лишь при разносторонней адаптации к новым условиям и сохранении прежнего положения сразу в нескольких областях деятельности».[34]
Третьему подходу «Пожилой человек – это социальный балласт» соответствует теория освобождения, которая утверждает, что старение – это разрушение социальных связей и подготовку к смерти. «Процесс «социального ухода» характеризуется утратой социальных ролей, ограничением социальных контактов, ослаблением приверженности к социальным ценностям, уходом в себя…Эта теория является безнравственной и дает моральные основания для исключения пожилых людей из активной деятельности».[35]
Кроме того, известны теории субкультуры, представляющие старость особой субкультурой. Теория символического интеракционизма Дж. Мида гласит, что «человеческое «Я» изначально социально и формируется в ходе социального взаимодействия»[36]. Это означает, что пожилой человек приспосабливается к молодежи, к изменениям общества, к самому состоянию старости. А общество должно приспособиться к старику, как к «собственной старости». И еще неизвестно, кому труднее. Пожилые люди приспосабливаются веками, а общество впервые серьезно столкнулось с этой проблемой. И оказалось к этому не готово.
Наибольшего интереса, по мнению Е.И. Холостовой, заслуживает концепция селективной оптимизации жизнедеятельности пожилых людей с компенсацией социальных амортизаторов.[37] Согласно этой концепции стратегия социальной политики при организации социальной работы с пожилыми людьми складывается из трех элементов: селекции, оптимизации и компенсации. Селекция подразумевает поиск основных составляющих жизнедеятельности пожилого человека, которые были утрачены с возрастом. Оптимизация заключается в том, что пожилой человек при содействии специалиста по социальной работе находит для себя новые резервные возможности, оптимизируя всю свою жизнь. Компенсация заключается в создании дополнительных источников, компенсирующих возрастную ограниченность в адаптивном процессе, в использовании новых современных мнемонических техник и технологий, улучшающих память, компенсирующих потерю слуха и т.д.