Service 01

Молодежь
на рынке труда

При поиске работы на распределение учебного заведения рассчитывают лишь 4 %, тогда как учебные заведения дают более высокий процент.

Подробно
Service 02

Сущность
социализации

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу.

Подробно
Service 03

Беспризорность
сущность и причины

Детская беспризорность – социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства.

Подробно
Service 04

Социальное
настроение

Изучением феномена социального настроения занимались многие ученые в рамках различных направлений социологии и психологии.

Подробно

Разделы

Исторические аспекты развития социальной защиты пожилых людей в России

Общественная норма заботы о пожилых людях известна еще со времен Древней Руси. Общинно-родовые формы помощи и поддержки связаны с язычеством и неотделимым от него родовым пространством, главным выражением которого была круговая порука. Именно в древнюю языческую эпоху заложились основы традиции заботы о слабы и немощных, старых и малых. В частности сформировался и развился институт старцев. Е.Г. Лозовская, Е.С. Новак и В.Г. Краснова пишут: «Формы поддержки стариков различны. Общиной выделялся для стариков особый участок земли – «косячок» – для заготовки сена. Или дряхлого старика определяли на постой то к одному, то к другому челну общины. Пожилые люди селились недалеко от общины, на погостах, строили себе кельи и жили за счет подаяния»[15]. Термин «сирота» тогда относился как к малолетним детям, оставшимся без родителей, так и к старикам. В общинном сознании те и другие сближались по признаку статуса и дохода. Интересно то, что «отношения помощи в рамках общины существуют как общественная обязанность. Это не милостыня слабому и полагается по неписанному праву».[16]

В средние века с утверждением христианства социальная помощь стала многосубъектной. По-прежнему большую роль играла помощь общины, много делали частные благотворители, налаживало социальную защиту и помощь государство, но «главным элементом системы социальной помощи, доминирующим субъектом, определяющим ее характер в данный конкретно-исторический период, становится церковь».[17] Главным механизмом социальной помощи становится милостыня, отвечающая потребностям как дающего, так и принимающего. Поэтому отношения милостыни, выгодные для обеих сторон постоянно воспроизводятся. Их можно назвать институтом милостыни. «Христианство использует институт милостыни как механизм взаимопомощи и перераспределения общественного богатства, новую форму добровольно-принудительного формирования ресурсов социальной помощи»[18].

В 18 веке, Петр 1 проводил политику подчинения церкви государству и, по его указам стало активно развиваться государственное призрение, в том числе и за старыми, немощными людьми. Например, по его приказу уже негодные к военной службе старики определялись в богадельни. При Анне Иоановне пожилые вдовы могли доживать свой век в монастырях. Случались и курьезы. Например, «Анна Леопольдовна указом «О пропуске нищих в Санкт-Петербург», оставила в городе только пожилых и старых нищих, которые сами не могли дойти до монастырей».[19]

В начале 20 века престиж старости, выстроенный с помощью русской монархии, стал рушиться. «Положение стариков значительно ухудшилось во всей Европе, и стало противоречить принципам развития современной цивилизации»[20]. В 1917 году Советской Власти было особенно не до стариков. В 1918 году создается наркомат социального обеспечения. Начинает оформляться классовый подход в предоставлении всех видов социальной помощи, в том числе и пенсий по старости. Стабилизация пенсионных выплат началась только к началу 30-х годов. В 1956 году Верховный Совет РСФСР принимает закон о государственных пенсиях. Было положено начало всеобщему государственному пенсионному обеспечению.

В годы «застоя» основными принципами социального обеспечения являлись: всеобщность социального обеспечения и социальной защиты, многообразие видов обслуживания, обеспечение за счет государственных и общественных средств. Сейчас старые люди вспоминают стабильность того времени как «социалистический рай». Некоторая иллюзия равноправия не покидает сознания пожилых людей. Не столько финансовая сторона жизни пожилого человека того времени имеет значение, сколько уверенность в поддержке государства, подкрепленная моральными нормами отношения к старости.

В начале 90-х годов социальная защита, социальное обеспечение и социальная поддержка старых и пожилых людей оформляется правовым образом во множестве законов.

Правовая система Российской Федерации состоит из законодательных, нормативных и иных актов, охраняющих права и интересы граждан страны, в том числе и граждан пожилого возраста.

Социальную защиту пожилых людей в России регулируют правовые документы, которые можно условно разделить на три группы норм:

1. Нормы, закрепляющие права всех граждан независимо от возраста, в том числе особо значимые для пожилых людей. «К ним относятся нормы, прописанные во многих законодательных актах (Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, федеральные законы «Об основах федеральной жилищной политики», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О государственной социальной помощи», «О погребении и похоронном деле», «О вынужденных переселенцах», «О беженцах», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «Об общественных объединениях» и др.)»[21].

Перейти на страницу: 1 2