Service 01

Молодежь
на рынке труда

При поиске работы на распределение учебного заведения рассчитывают лишь 4 %, тогда как учебные заведения дают более высокий процент.

Подробно
Service 02

Сущность
социализации

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу.

Подробно
Service 03

Беспризорность
сущность и причины

Детская беспризорность – социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства.

Подробно
Service 04

Социальное
настроение

Изучением феномена социального настроения занимались многие ученые в рамках различных направлений социологии и психологии.

Подробно

Разделы

Демографический кризис в России: факторы и последствия

Склонности и обретение занятия и статуса, личные планы молодежи и ее трудоустройство - все это, в конечном счете, зависит от объективных условий развития как общества в целом, так и отдельных регионов. Поэтому, стремясь все больше расширить степень свободы при выборе профессии и трудоустройстве, нельзя игнорировать социально-экономические проблемы, в частности те, которые обусловлены особенностями демографической ситуации в стране.

Именно демографические процессы, в большой мере складывающиеся стихийно и чрезвычайно трудно управляемые, ставят перед общественной практикой очень сложные и порой быстро меняющиеся проблемы. Поэтому чрезвычайно важно при решении вопросов финансирования образования, при создании новых рабочих мест не механически экстраполировать прошлые тенденции на будущее с неизменным приростом, а опираться на реальные данные о численности тех, кто из года в год заполняет школьные классы, кто вступает в самостоятельную трудовую жизнь.

Всестороннее, глубокое изучение социальных последствий демографических волн и связанных с ними резких перепадов численности подрастающих поколений становится, таким образом, важным условием практического решения сложных проблем выбора профессии и трудоустройства молодежи.

Исследование и учет подобных демографических явлений имеют важное значение не только в историческом плане, но и для настоящего и будущего. Демографические волны, как уже говорилось, не являются уникальным феноменом. Достаточно пристально вглядеться в неровные очертания половозрастных пирамид, которые широко используются в науке о народонаселении, чтобы понять, что бурная история человечества, запечатленная в них, обусловливала, и будет обусловливать непрерывные перемены. Через поколения до нас докатываются волны Первой мировой войны и других, казалось бы, давно минувших исторических событий, как бы подчеркивая связь времен. Если мы отнесемся к этим процессам с вниманием, которого они, безусловно, заслуживают, будем систематически изучать их, то получим все основания не только для ретроспективного анализа данных процессов, но и для прогнозирования их с достаточной степенью вероятности. А это особенно важно сейчас.

Впервые столкнуться с явлением, которое было названо "демографическое эхо войны", исследователям пришлось около сорока лет назад при изучении проблем трудоустройства и выбора профессии молодежи. Тогда, в 1963 г., при проведении первого обследования численность 17-18-летних достигла минимума, а затем стала быстро возрастать. Поэтому под понятием "демографическое эхо войны" было объединено как сокращение определенных групп населения, так и последующий рост их численности.

На уровне повторного пика демографической волны, который пришелся на 80-е годы и был по абсолютным показателям гораздо ниже первого пика 50-х годов, шло увеличение численности первоклассников, наблюдавшееся нами недавно в первой половине 90-х годов, и происходящее сейчас (с конца 90-х годов) увеличение числа учащихся одиннадцатых классов, которое еще продлится в первом пятилетии XXI века. А далее, как неумолимо свидетельствует кривая числа рождений, нас вскоре ждет очередное и довольно глубокое падение численности первоклассников, уже начавшееся с 1995 г., и далее, с 2004 г., длительное уменьшение числа учащихся 11-х классов.

Тесная зависимость между демографическими показателями рождаемости и численностью тех или иных контингентов школьников проявляется на протяжении последних пяти десятилетий вполне отчетливо. Знание этой закономерности создает возможности рационально планировать развитие системы просвещения, предвидеть будущие проблемы и с большой степенью точности рассчитывать, каковы будут дополнительные потребности в педагогических кадрах, учебных помещениях, оборудовании, пособиях и т.п., или, напротив, переключать высвободившиеся резервы в другие сферы деятельности в зависимости от подъема или спуска докатившейся до той или другой группы школьников демографической волны.

Перейти на страницу: 1 2 3