При поиске работы на распределение учебного заведения рассчитывают лишь 4 %, тогда как учебные заведения дают более высокий процент.
ПодробноСоциализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу.
ПодробноДетская беспризорность – социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства.
ПодробноИзучением феномена социального настроения занимались многие ученые в рамках различных направлений социологии и психологии.
Подробно
В прежней советско-социалистической системе, при всех ее идеологических пороках, были сформированы конкретные механизмы социальной поддержки граждан. Они были основаны на уравнительных принципах распределения материальных благ через систему общественных фондов потребления, когда все виды государственной помощи и поддержки рядовым гражданам распределялись по разнарядке.
Как же строилась уравнительно-распределительная система? Самая характерная ее черта - так называемая социальная «уравниловка». Она требовала изъятия в пользу государственной централизованной системы перераспределения потребительских благ, помимо прибыли предприятий, практически всего фонда потребления, т.е. части необходимого продукта, произведенного работниками, которая должна использоваться на расширенное воспроизводство рабочей силы, на обеспечение средствами существования самих работников и членов их семей.
При этом на оплату труда, т.е. на непосредственное экономическое стимулирование в соответствии с качеством и количеством труда, оставалась лишь незначительная часть необходимого общественного продукта. Основная же его часть в течение многих десятилетий отчуждалась от работника и накапливалась в общественных фондах потребления (ОФП) для перераспределения, как говорили раньше, «в целях неуклонного роста материального и духовного благосостояния граждан». Именно ОФП составляли часть необходимого общественного продукта, которая и позволяла (вместе с зарплатой) сводить концы с концами и иметь вполне пристойный (и главное, минимально гарантированный) уровень жизни каждому человеку./42/
Социально-политическая стратегия заключалась в том, что материальные потребности работников должны были удовлетворяться, прежде всего, за счет оплаты труда, а все другие, социальные, потребности (в области образования, здравоохранения, воспитания, просвещения, куль туры, отдыха, жилищно-коммунального обслуживания и т.п.), а также материальные потребности нетрудоспособных членов общества (пенсионеров, детей, инвалидов, временно нетрудоспособных и др.) - за счет общественных фондов потребления, и должны были быть у всех равны.
Следует отметить, что свыше 40% всех средств ОФП использовалось на материальное обеспечение нетрудоспособных граждан, а остальные шли на социальное обслуживание всего населения. Свыше 80% расходов на содержание дошкольных учреждений также покрывалось из ОФП. С 60-70-х гг. характерной чертой ОФП была политическая функция по сближению уровня жизни города и села.
Теперь же, отказавшись от ОФП, резко увеличив налоговое бремя и практически превратив учреждения социальной сферы (в результате приватизации) в одну из самых дорогих и недоступных для трудящихся сфер жизни, мы практически ничего не имеем взамен для социальной защиты населения. Доля совокупных расходов на социальные нужды в общем объеме валового внутреннего продукта ничтожно мала и составляет всего 8-9% (для сравнения, в развитых странах 20-25% ВВП). Размеры государственных ассигнований постоянно снижаются, социальная инфраструктура находится в состоянии острейшего кризиса. За 1990-2000 гг. произошло снижение доли расходов на социальные нужды общества в бюджете республики на 19%./42/
Что же мы имеем на сегодняшний день? Радикальные экономические реформы 90-х гг. коренным образом изменили не только экономическую систему хозяйственной жизни, но и всю социальную структуру нашего общества. Следовательно, изменились цели и направления социальной политики государства и социальной защиты населения, которые должны отвечать новым экономическим, политическим и социальным условиям. Социальная защита «рыночного» типа коренным образом отличается от социалистической.
На смену всеобщей «уравниловке» и гарантии равных прав на «повышение материального благосостояния» почти независимо от размера трудового участия пришла полностью неконтролируемая дифференциация благосостояния в соответствии с уровнем социальной активности гражданина. Рынок индифферентен, безучастен к тому, что физические, интеллектуальные, семейные возможности людей неодинаковы, а следовательно, различен и ресурсный потенциал.
Рынок справедлив в том смысле, что создает равные условия каждому члену общества получить в свое распоряжение блага, соответствующие его трудовому вкладу. Таким образом, возникает противоречие между равными основаниями возникновения самых разнообразных потребностей у всех без исключения членов общества и реальными возможностями их обеспечения, что ведет к дифференциации доходов и потребления. Следовательно, нужна определенная коррекция для обеспечения социальной справедливости в обществе, что в конечном счете и призвана сделать социальная защита.