При поиске работы на распределение учебного заведения рассчитывают лишь 4 %, тогда как учебные заведения дают более высокий процент.
ПодробноСоциализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу.
ПодробноДетская беспризорность – социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства.
ПодробноИзучением феномена социального настроения занимались многие ученые в рамках различных направлений социологии и психологии.
ПодробноСоциальный интеллект – это интеллект индивида, формирующийся в ходе его социализации, под воздействием условий определенной социальной среды.
Еще один из ранее упомянутых ученых это Дж. Гилфорд, предложивший свою кубическую модель структуры интеллекта, а так же создавший методику исследования социального интеллекта, которая кстати станет одной из основнх в эимпирической части данной работы. Модель позволяет выделить 120 факторов интеллекта, которые могут быть классифицированы в соответствии с тремя характеризующими процесс переработки информации независимыми переменными:
1. содержание предъявляемой информации (характер стимульного материала);
2. операции по обработке информации (умственные действия);
3. результаты обработки информации.
Каждая интеллектуальная способность описывается в терминах конкретного содержания, операций, результата и обозначается сочетанием трех индексов, ей соответствует маленький кубик, образованный тремя осями координат: содержание, операции, результаты. Высокая практическая ценность модели Д Гилфорда для психологии, педагогики, медицины и психодиагностики отмечалась многими крупными авторитетами в этих областях.
В модели структуры интеллекта Дж. Гилфорда. Серым цветом выделен блок социального интеллекта как способности к познанию поведения.
Согласно концепции Д. Гилфорда, социальный интеллект представляет систему интеллектуальных способностей, независимую от факторов общего интеллекта. Эти способности, также как и общеинтеллектуальные, могут быть описаны в пространстве трех переменных: содержание, операции, результаты. Дж. Гилфорд выделил одну операцию – познание (С) – и сосредоточил свои исследования на познании поведения (СВ). Эта способность включает 6 факторов:
Познание элементов поведения (CBU) – способность выделять из контекста вербальную и невербальную экспрессию поведения.
Познание классов поведения (CBC) – способность распознавать общие свойства в некотором потоке экспрессивной или ситуативной информации о поведении.
Познание отношений поведения (CBR) – способность понимать отношения, существующие между единицами информации о поведении.
Познание систем поведения (CBS) – способность понимать логику развития целостных ситуаций взаимодействия людей, смысл их поведения в этих ситуациях.
Познание преобразований поведения (CBT) – способность понимать изменения значения сходного поведения (вербального или невербального) в разных ситуационных контекстах.
Познание результатов поведения (CBI) – способность предвидеть последствия поведения, исходя из имеющейся информации.
Исследования Гилфорда привели его к выводу, что социальный интеллект значимо не коррелировал с развитием общего интеллекта (при средних и выше среднего значениях последнего) и пространственных представлений, способностью к визуальному различению, оригинальностью мышления, а также способностью манипулировать с комиксами. Последний факт особо важен, т.к. в его методике использовалась невербальная информация в виде картинок-комиксов. Из первоначальных 23-х тестов четыре теста, наиболее адекватные для измерения социального интеллекта, составили диагностическую батарею Дж. Гилфорда.
Один из авторов отечественной концепции социального интеллекта В.Н. Куницына, выделила отдельный аспект этого сложного явления - коммуникативно-личностный потенциал, под которым подразумевается комплекс свойств, облегчающих или затрудняющих общение, на основе которого формируются такие интегральные коммуникативные свойства, как психологическая контактность и коммуникативная совместимость. По данным исследователя, ряд результатов измерения личностных и коммуникативных свойств значительно превышают показатели самого высокого уровня социального интеллекта, что свидетельствует о неоднозначности связи исследуемых явлений.(4)