При поиске работы на распределение учебного заведения рассчитывают лишь 4 %, тогда как учебные заведения дают более высокий процент.
ПодробноСоциализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу.
ПодробноДетская беспризорность – социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства.
ПодробноИзучением феномена социального настроения занимались многие ученые в рамках различных направлений социологии и психологии.
Подробно
Начиная с конца 50-х годов, в отечественной науке состоялось несколько дискуссий, посвящённых предмету, структуре социологии и социологического знания. Они характеризовались различиями в подходах, трактовках и способах решения поставленных задач. Если проанализировать имеющиеся взгляды, то можно сказать следующие.
Прежде всего, это точка зрения, которая идентифицирует социологию и исторический материализм. Впервые данное положение было высказано в 1955 году академиком В.С. Немчиновым. По его мнению, социология представляет собой одну из отраслей философских наук «исторический материализм и есть марксистская социология»[4]. Эта идея получила развитие в работах ряда отечественных философов[5].
Исторический материализм (материалистическое понимание истории), марксистская теория развития общества и методология его познания. Предметом исторического материализма является общество как целостная и развивающаяся социальная система, общие законы и движущие силы исторического процесса. Исторический материализм – составная часть марксистско-ленинской философии и вместе с тем специфический компонент системы общественных наук. Открыв законы и движущие силы общественного развития, его создатели возвели социологию на уровень подлинной науки об обществе.
Исторический материализм отвергает как идеалистический отрыв общества от природы, так и их натуралистическое отождествление. Специфика общества выражается, прежде всего, в общественных отношениях, образующих данную социальную систему, и в созданной человеком культуре. Характер этой системы, в конечном счёте, определяется степенью государства над природой, материально закреплённой в средствах труда, в производительных силах. Производство, т.е. функционирование и развитие производственных сил, есть фундаментальная основа существования человеческого общества, в общественном производстве своей жизни люди вступают в определённые, необходимые, от их воли независящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определённой ступени развития их материальных производственных сил.
Исторический материализм выступает и в качестве марксистской общесоциологической теории, которая раскрывает специфику структурных элементов социальной системы, характер их взаимодействия, законы общественного развития и механизмы их проявления. Его появление позволило достроить здание материализма «доверху», создать целый научно-философский взгляд на мир, включающий как природу, так и общество, конкретизировать общие принципы философского мировоззрения применительно к обществу, как к особой, социальной форме движения материи, научно проанализировать особенности общественного познания, исследовать природу социальных понятий и диалектику их взаимоотношений.
Важнейшие принципы исторического материализма: признание первичности материальной жизни общества – общественного бытия по отношению к общественному сознанию и активной роли последнего в общественной жизни; выделение из всей совокупности общественных отношений – отношений производственных как экономической структуры общества, определяющей, в конечном счёте, все другие отношения между людьми, дающей объективную основу для их анализа.
Одной из важнейших категорий исторического материализма является понятие общественно - экономической формации как качественно определённого общества на данном этапе развития. Каждая общественно – экономическая формация представляет собой своеобразный «социальный механизм», специфика которого определяется, в первую очередь, материальными производственными отношениями, составляющими базис формации. Базис образует как бы «экономический скелет» социального организма, а его «плоть и кровь» составляет возникающая на основе данного базиса надстройка[6]. Надстройка – это совокупность идеологических, политических, нравственных, правовых, т.е. вторичных, отношений; связанных с ними организаций и учреждений (государство, суд, церковь и т.д.); различных чувств, настроений, взглядов, идей, теорий, в сумме составляющих общественную психологию и идеологию данного общества. С помощью категории общественно-экономической формации исторический материализм неразрывно связывает анализ структуры общества с изучением процесса его развития.
Другая позиция отражала более сложную картину взаимодействия исторического материализма и социологии и в значительной степени была продиктована подходом, заложенном в постановлении ЦК КПСС (1969г.), ставившего задачу развития «исторического материализма как общесоциологической теории»[7].
К 1965 году сложилось мнение, что социология – наука о законах и движущих силах развития общества, предмет которой – исследование исторически сменяющих друг друга общественных формаций. Данная точка зрения полностью отождествляла социологию с историческим материализмом. Но данный подход не устраивал многих учёных, которые стали делать разные попытки, чтобы найти компромиссный вариант. Таким вариантом стала трёхуровневая концепция социологии: общая социологическая теория, частные теории, эмпирические исследования.