Service 01

Молодежь
на рынке труда

При поиске работы на распределение учебного заведения рассчитывают лишь 4 %, тогда как учебные заведения дают более высокий процент.

Подробно
Service 02

Сущность
социализации

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу.

Подробно
Service 03

Беспризорность
сущность и причины

Детская беспризорность – социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства.

Подробно
Service 04

Социальное
настроение

Изучением феномена социального настроения занимались многие ученые в рамках различных направлений социологии и психологии.

Подробно

Разделы

Введение

Вопрос о предмете социологии – один из тех, которые образуют её теоретико-методологический фундамент. Этот вопрос одновременно теоретический и практический. Он касается не только структуры социологического знания, но и эффективности технологии его формирования. Без образа изучаемого объекта, его концептуальной модели нельзя сформировать теорию и метод, а также составить элементарную анкету, не говоря уже о программе исследования.

Спор о предмете социологической науки ведётся давно. С ним можно ознакомиться в работах отечественных и зарубежных исследователей. В данном кратком историческом очерке мы остановимся на содержании тех дискуссий, которые велись в нашей стране после возрождения социологии в 60 – 90-е годы.

«Одни социологи рассматривают общество как структурированную систему, другие – как совокупность взаимодействующих индивидов, одни изучают материальные факты, другие символы. Ткань общественных отношений настолько сложна, что практически невозможно в одном определении выразить столь широкомасштабный предмет социологии».[1] Долгое время в отечественной социологии господствовала трёхуровневая модель структуры социологического знания: общая социологическая теория, частные теории, эмпирические исследования. Утверждалось, например, что должна быть одна единственная общая теория, их не может быть несколько, хотя бы конкурирующих. Впервые развёрнутое обоснование этой точки зрения было изложено в статье журнала «Коммунист», где утверждалось, что исторический материализм как общесоциологическая теория включает в себя исследование законов функционирования различных социальных общностей, совокупность специальных социологических теорий различного уровня общностей и, наконец, конкретные социологические исследования.

Так, в одной из первых дискуссий о предмете и структуре социологической теории (МГУ, 1968 г.) Д.М. Угринович, характеризуя исторический материализм как общесоциологическую теорию, выделил ещё один уровень – специальные, или частные социологические теории. Эта идея повторена в середине 80-х годов И.С. Коном, В.Н. Ивановым[2].

Как показало время, отождествление социологии с историческим материализмом было малоконструктивно и не могло обосновать складывающиеся самостоятельные направления социологических исследований. Поэтому в научной литературе конца 70-х – начала 80-х годов вполне закономерно вновь заговорили о предмете социологии, ибо к этому времени произошло вычленение «социального» в узком смысле слова, как расположенного с экономическим, политическим, духовным.

К концу 80-х годов многие социологи стали поддерживать в той или иной мере позицию (хотя допускались оговорки), в которой были отражены поиск и учёт многих притязаний: «Социология – это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов. Это наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта – общностей; наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями; наука о закономерностях социальных действий и массового поведения»[3].

Обзор имеющихся точек зрения позволяет утверждать, что сведение предмета социологии только к социальным отношениям делает её выразительницей хотя и важных, но далеко не всех актуальных проблем, которые волнуют как общество, так и человека. Ещё меньше подходит определение предмета социологии как изучение социальных общностей и групп различного уровня (стратификационный подход), так как оно направлено на исследование социальной дифференциации, что само по себе, безусловно, необходимо, но не в полном объёме охватывает предмет социологии.