Service 01

Молодежь
на рынке труда

При поиске работы на распределение учебного заведения рассчитывают лишь 4 %, тогда как учебные заведения дают более высокий процент.

Подробно
Service 02

Сущность
социализации

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу.

Подробно
Service 03

Беспризорность
сущность и причины

Детская беспризорность – социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства.

Подробно
Service 04

Социальное
настроение

Изучением феномена социального настроения занимались многие ученые в рамках различных направлений социологии и психологии.

Подробно

Разделы

Эволюция семьи и брака

Запрет кровосмешения представляет собой важную историческую веху в эволюции человеческого общества. Это первая в истории социальная санкция, наложенная на чисто биологические взаимоотношения полов. Табу на инцест является исторической границей между добрачным состоянием общества, когда половая жизнь пралюдей регулировалась только инстинктами, и браком как социально pегулиpуемым отношением между полами.

Современная наука предполагает, что процесс родообразования шел двумя путями: делением внутри стада на две брачные экзогамные группы и взаимодействием между стадами, каждое из которых становилось экзогамным. Главным историческим событием родообразования было появление человека современного типа — Homo sapiens ("человека разумного"). Вероятно, что скачок от неандертальца к Homo sapiens произошел благодаря возникновению дуально-родовой системы брака примерно 40 тыс. лет назад. Экзогамия способствовала процессу очеловечивания. Запрет браков внутри рода превратил род в основу общественного порядка.

Большинство исследователей древности считают, что при групповом браке в силу естественного разделения между полами первоначальный род возник как материнский. При таком родовом строе не было ни семейного хозяйства, ни семейного жилья. Брачные группы не были связаны ни совместным проживанием, ни общей собственностью, ни производственной деятельностью, ни воспитанием детей. При рождении ребенок переходил в род матери. Дети принадлежали родовой общине. Воспитателями детей были все взрослые мужчины и женщины рода. Отсутствовало понятие социального отца. Слово "отец" означало "вожак, тотем", а не отец по крови. Таким образом, имущество, дети, совместное проживание, домашнее хозяйство — все, что привычно ассоциируется с семейным укладом, не имело отношение к родовой семье, а было атрибутами рода.

Примерно десять тысяч лет назад, в эпоху неолита, произошла так называемая неолитическая революция — появилось земледелие и скотоводство. Она оказала огромное влияние на развитие семьи. Появление земледелия и скотоводства резко усилило общественное значение мужского труда. Неолитическая революция привела к кризису и в дальнейшем к разложению материнского рода. От матриархата человечество шагнуло к патриархату. Род стал отцовским, патриархальным.

Непосредственным следствием перехода от материнского рода к отцовскому было разложение дуально-родовой брачной системы, переход от группового брака к индивидуальному. В обществе стали накапливаться богатства. Индивидуальна семья была более приспособленной группой для обладания собственностью [12, с. 45].

Исследования установили, что переходная семья между родовой и соседской была гетерогенной. Гетерогенная община состояла из нескольких семейных, или домовых, общин. Домовая община — большая патриархальная семья, возглавляемая старшим мужчиной. Численность домовой общины составляла до 200—300 человек. Гетерогенность выражалась в наличии двух форм собственности — общественной и обособленной. Домовая община состояла из малых семей, которые стремились выделиться и владеть собственностью. Противоречие между домовой общиной и малой семьей окончательно расшатало общинные порядки. Это привело к распаду патриархальной семьи.

В борьбе общественных и частнособственнических начал победа оказалась за малой индивидуальной семьей. Появилась общественная потребность в социальном отце. Мужчина почувствовал необходимость знать своих детей, чтобы передать собственность по наследству. С введением института наследования собственности детьми впервые появилась возможность строго моногамной семьи. Моногамия

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5