При поиске работы на распределение учебного заведения рассчитывают лишь 4 %, тогда как учебные заведения дают более высокий процент.
ПодробноСоциализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу.
ПодробноДетская беспризорность – социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства.
ПодробноИзучением феномена социального настроения занимались многие ученые в рамках различных направлений социологии и психологии.
Подробно
Итак, в предыдущих главах мы рассмотрели, что такое мотив и мотивация, какие теории мотивации существуют, и какие мотивы движут людьми, когда они хотят усыновить ребенка. Перейдем к практическому исследованию мотивации приемных родителей.
В Ярославской области создано и успешно функционирует государственное учреждение "Центр по усыновлению, опеке и попечительству". Он предоставляет следующие услуги:
· оказание помощи приемным родителям в овладении психологическими, педагогическими, юридическими и медицинскими знаниями;
· содействие приемным родителям в практическом использовании полученных знаний, в овладении навыками эффективного межличностного взаимодействия с детьми;
· оказание помощи в создании оптимальных условий для воспитания и развития ребенка;
· формирование у приемных родителей здоровой родительской позиции.
В Центре будущим родителям также оказывается психологическая консультация, помогающая определить мотивацию усыновления.
От того какая мотивация движет родителями зависит успешность или неуспешность будущей приемной семьи. Поэтому определение мотивов является важным этапом в работе органов опеки. Исходя из мотивов родителей, работники органов опеки решают отдать ребенка на воспитание или нет.
Итак, чтобы понять, что движет родителями, было проведено исследование, посвященное изучению мотивации усыновления в г. Ярославле.
Цель исследования – изучение и анализ мотивов усыновления детей в г. Ярославле.
В соответствии с поставленной целью исследование включало в себя следующие этапы:
1. составление анкеты;
2. определение круга респондентов;
3. проанализировать данные, полученные в результате анкетирования;
4. сделать выводы по данному исследованию.
Были выдвинуты следующие гипотезы исследования:
1. основная группа семей, в наибольшей степени готовая принять ребенка, – это семьи в возрасте 35-45 лет со средним уровнем дохода;
2. в большей степени людьми, готовыми усыновить ребенка, движут позитивные мотивы.
Для проведения исследования была разработана анкета, включающая данные о респонденте и блок вопросов, выявляющих мотивационные аспекты усыновления. Пример анкеты приведен в приложении 1. В качестве респондентов было опрошено 100 человек разных возрастных категории от 20 до 60 лет, разных профессий, разного уровня дохода, с разным семейным положением и разными сферами деятельности. Из 100% опрошенных в половом соотношении, мужчин – 37%, а лиц женского пола – 63%. В возрастной категории от 20 до 25 лет были опрошены студенты Ярославского государственного университета им.П.Г. Демидова с первого по пятый курс. Среди респондентов более старших возрастных категории люди преимущественно с высшим образованием, но разного уровня дохода, с разным семейным положением и разными сферами деятельности.
Выборка исследования составила 100 человек, относящихся к следующим возрастным категориям:
· 20-25 лет
· 26-35 лет
· 36-45 лет
· 46 и старше; по 25 человек в каждой возрастной категории.
Итак, на вопрос "Знаете ли вы, что такое усыновление" утвердительно ответили 62% респондентов (то есть 62 человека из 100), при этом в возрастной категории от 20 до 25 так ответили 80% (20 человек из 25), а в категории старше 25 лет положительно ответили чуть больше половины, 42 человека из 80 (52%). Различия в ответах между полами не наблюдается.
Следующие вопросы были направлены на выявление мотивации усыновления. Так, например, 73% опрошенных не знают какие документы необходимы для усыновления. Лишь 6% респондентов называют сбор документов препятствием для усыновления, остальные 94% считают это оправданной мерой.
К мысли об усыновлении все 100% респондентов относятся положительно. Что касается вопроса "Как вы относитесь к усыновлению ребенка", среди опрошенных усыновленных детей нет ни у кого; 1 респондент ответил, что в будущем собирается взять приемного ребенка (возрастная категория от 25 до 35 лет); 11% ответили, что думали об этом, но пока не решились (возрастная категория от 35 до 45 лет со средним уровнем дохода); еще 20% ответили, что не исключают такой возможности, но пока не готовы (возрастная группа от 35 до 45 лет со средним уровнем дохода); ответ "не хочу приемных детей и не собираюсь их брать, если ничего не случиться" присутствовал у 65% респондентов; и "никогда, ни при каких условиях не возьмут приемного ребенка" – 3 % респондентов.