При поиске работы на распределение учебного заведения рассчитывают лишь 4 %, тогда как учебные заведения дают более высокий процент.
ПодробноСоциализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу.
ПодробноДетская беспризорность – социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства.
ПодробноИзучением феномена социального настроения занимались многие ученые в рамках различных направлений социологии и психологии.
Подробно
Содержание, цели и структура ювенологии как комплексного междисциплинарного знания невозможно осмыслить и определить без знания общих тенденций развития человеческой цивилизации и самого человека. Поэтому представляется актуальным уточнение наиболее общих (философских) основ того общества, в котором будет жить поколение нынешних молодых людей.
Конец XX — начало XXI века характеризуется переходом от техногенной цивилизации к антропогенной. Переход полон разнообразных кризисных явлений во всех сферах деятельности людей: экономике, политике, идеологии, культуре, в социальной и духовной сферах. В России ситуация осложняется еще и тем, что цивилизационный излом накладывается на формационный: собственные национальные проблемы усугубляются общечеловеческими глобальными проблемами.
Техногенная цивилизация основывалась на эгоцентризме личности, рационалистическом, технократическом, потребительском, природопокорительном стиле мышления, а также на ценностях гуманизма Нового времени. Четырехсотлетняя история существования техногенной цивилизации и особенно последний, XX век показали ее бесперспективность в деле прогресса всей человеческой цивилизации, несмотря на то, что ее достижения вывели человечество на высоты научно-технического прогресса, который не сопровождался прогрессом нравственным. Вырывающийся из природы человек так и не приобрел свободы Духа. Маргинальность духа привела человечество к оккультным пикам, недоверию к научному знанию и научному мировоззрению. Человек начал терять себя. Обретение своей индивидуальности он увидел в Вере и открывшейся в результате компьютерной и информационной революции виртуальной реальности.
Наступившая эпоха информационных технологий (а по сути информационной цивилизации) породила новую мировоззренческую парадигму, основывающуюся на космоантропоцентризме, Знании, Вере, Труде, Опыте и Нравственности. Изменение мировоззренческих основ парадигмы приводит к созданию общества, основанного на информационных технологиях, коренной реорганизации традиционных производств, быта и механизмов управления. Не учитывать данные тенденции в ювенологии мы не имеем права. Вместе с этим более важными являются изменения в самом человеке. Прежде всего речь идет о его индивидуальности, уникальности. Действительно, характеристика личности «как совокупности общественных отношений» (К. Маркс) без их персонификации лишается смысла. Важным представляется и изменение взгляда на природу человека. Если ранее мы говорили о био-психо-социальной его природе, то сейчас можем уже утверждать о наличии трансцендентной и даже сакральной подструктур. Данное положение предполагает акцентирование внимания при работе с молодежью на ее экзистенциальных качествах и особенностях, а не только на социальных характеристиках. Именно экзистенциальные свойства будут способствовать формированию качеств и черт человека будущей антропогенной цивилизации.
В настоящий момент в массовом сознании россиян вообще отсутствуют приемлемые нормы-идеалы личности. Внедряемый средствами массовой информации образ «европейского человека» по форме и разработанности остаётся «внешним», «не своим». Причем разрыв между европейским идеалом, традиционными нормативными канонами и изображением реальных людей продолжает увеличиваться. В этой связи одной из актуальнейших проблем становится поиск наглядного, содержательного и духовно адекватного нормативного канона человека антропогенной цивилизации, но российского типа, учитывающего социальную психологию и менталитет россиянина.
Нас могут упрекнуть в том, что снова возрождаются каноны «идеальных людей», которых в жизни никогда не будет, а сам процесс их формирования утопичен. В то же время, если в силу каких-либо причин искомого согласия относительно нормативного канона личности в обществе не достигается, то это чревато серьезными культурными потрясениями. Для любого внимательного наблюдателя ясно: ситуацию именно такого рода переживает сейчас российское общество. На протяжении десяти лет мы не знаем, какое общество строим, а, следовательно, какими бы мы хотели видеть своих детей и внуков в будущем веке.