Service 01

Молодежь
на рынке труда

При поиске работы на распределение учебного заведения рассчитывают лишь 4 %, тогда как учебные заведения дают более высокий процент.

Подробно
Service 02

Сущность
социализации

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу.

Подробно
Service 03

Беспризорность
сущность и причины

Детская беспризорность – социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства.

Подробно
Service 04

Социальное
настроение

Изучением феномена социального настроения занимались многие ученые в рамках различных направлений социологии и психологии.

Подробно

Разделы

Конструктивная функция конфликта поколений

Конфликт между молодежью и старшим поколением является универсальной темой человеческой истории. Он основывается на изначальных чертах человеческой природы и является, может быть, даже более важной движущей силой истории, чем классовая борьба, отмечают некоторые исследователи.

Многие психоаналитики полагают, что в основе конфликта поколений лежит извечное соперничество между отцом и сыном (Эдипов комплекс), матери и дочери (комплекс Электры). Юноша не просто соперничает с отцом, но и отвергает его как образец, отказывается от своего социокультурного наследства.

Представители авангардизма усматривают в молодежной контркультуре единственно надежную, эффективную, радикальную оппозицию в отношении всего застойного, консервативного в обществе. Все эти объяснения сущности конфликта поколений, а также субъективные оценки юношей, которые склонны преувеличивать степень своих отличий от старших, должны быть дополнены анализом объективно существующих различий и их причин.

Структура обращений молодежи за помощью в критических ситуациях показывает стремление молодежи к самостоятельному решению проблем собственными силами. Но часто такое отношение носит чисто потребительский, угрожающий характер, что надолго прерывает коммуникацию между поколениями.

Общество оценивается по тому, как оно относится к старикам, детям и инвалидам, а также по тому в каких формах происходит конфликтное столкновение между поколениями. Если общество идет по цивилизованному пути, то тогда оно вынуждено создавать социальную систему поддержания стариков - пенсии, дома престарелых и т.д., говорить о воспитании милосердия. Именно в конфликте поколений обнаруживаются новые ниши, где необходимо специализированное воспитательное воздействие, предупреждающее разрушительные конфликты, порождающее новые ценностно-смысловые и деятельностные ниши взаимодействия поколений. Без специального регулирования на уровне идеологии и институтов социализации обеспечения постепенной смены базовых ценностей, можно получить или более того, спровоцировать социальный кризис, спровоцированный вечным конфликтом поколений.

Отношение общества к старикам - показатель его цивилизованности. На обществе лежит ответственность за социальное, физическое и материальное состояние пожилых людей. Конфликт поколений может быть рассмотрен как благо, в случае осознания того, что именно в этом стихийном и вечном конфликте старшее и младшее поколение смогут обнаружить и осознать личностный уровень достигнутой культуры и степень цивилизованности общества. Внуки смогут увидеть как достойно и с почестями уходят из жизни старики и как достойно и уважительно провожают их дети. Ибо это«живая передача знаний» из уст в уста и это конструктивная функция конфликта поколений, эту функцию не может взять на себя государство, так как только сами люди формируют и передают культурные образцы, сформированные в вечном конфликте отцов и детей.[5] Конфликт поколений не должен пугать или настораживать мыслящего человека. Вечный конфликт поколений может быть рассмотрен конструктивно с точки зрения развития гуманных отношений до вершины любви, нравственности, заботы и ценности каждого возраста. В конфликте поколений нет смысла искать виновного, гораздо важнее формировать ответственность каждого человека за свое будущее, за будущее своих детей и за будущее всего человечества.

Общество не может существовать без определенного уровня межпоколенческой преемственности. Преобразования порождают проблему противоречия преемственности и новых веяний у грядущих поколений. Это приводит к столкновению взглядов у молодого поколения и более старшего, которое обладает богатым культурным и социальным опытом, но порой не применимым в изменившейся социальной деятельности.

Непременным элементом любого развития является преемственность. Это момент, позволяющий сохранять устойчивость целого независимо от разрушений в его частях. От того, в каком тоне идет разговор между старшим поколением, передающими наследие, и молодежью, которая его принимает, зависит судьба общества и государства. Как правило, бунтует молодежь. Но в современном российском обществе именно старшее поколение стало инициаторами глобальной ломки. Преемственность нарушена. Сегодня ожидания «детей» не сбываются, уже им приходится расхлебывать кашу, которую заварили старшие. Горькая уникальность нашей ситуации в том, что точек соприкосновения, общего языка, одного взгляда на историю не имеют несколько поколений: деды и отцы, деды и внуки.

Нынешнее состояние межличностных связей вообще не укладывается в определение конфликта. Конфликт - это норма. Он разрешается с возрастом «детей». У нас было бы точнее говорить о разрыве поколений. И как следствие этого - резкое падение родительского авторитета в семье, учительского - в школе, преподавательского - в вузе, командирского - в армии, значительное увеличение конфликтов между младшими и старшими на межличностном уровне. Исследования показывают, что 65% пожилых считают, что молодежь враждебна ко взрослым, 67% молодых убеждены, что старшие настроены к ним враждебно, 7% опрошенных молодых людей определяют свое отношение к старшим словами «ненавижу», «презираю».[6] Тем не менее мы знаем немало случаев, когда дети содержат и кормят своих родителей, не вписавшихся в современную жизнь, другие помогают старшим овладевать той же компьютерной грамотой. «Дети» подставили плечо «отцам». Но подобные явления нельзя назвать массовыми, они достаточно редки, в сущности своей противоестественны, внутренне конфликтны и к гармонии не приведут. Ученик, поучающий учителя, ребенок, ставший кормильцем семьи, - это исключение из правил для традиционного общества. В нашей новейшей истории скорее происходит разделение между миром «отцов» и миром «детей». Они разлетаются, как галактики.

Перейти на страницу: 1 2 3