Service 01

Молодежь
на рынке труда

При поиске работы на распределение учебного заведения рассчитывают лишь 4 %, тогда как учебные заведения дают более высокий процент.

Подробно
Service 02

Сущность
социализации

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу.

Подробно
Service 03

Беспризорность
сущность и причины

Детская беспризорность – социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства.

Подробно
Service 04

Социальное
настроение

Изучением феномена социального настроения занимались многие ученые в рамках различных направлений социологии и психологии.

Подробно

Разделы

Проблемы социальной адаптации в теории и практике социальной работы

В связи с нарастающим социально-экономическим кризисом и изменяющимися условиями жизни, возникает необходимость углубленного анализа понятия «социальная адаптация». Характерным для современного этапа развития общества является тот факт, что человек не успевает адаптироваться к быстро изменяющимся экономическим, политическим, духовным и социальным сторонам бытия. Отсюда объяснима возрастающая роль социального работника, деятельность которого призвана способствовать оптимальной социальной, психологической и профессиональной адаптации человека.

Существует многообразие взглядов в определении понятия «социальная адаптация». Ключевым в определении содержания понятия «социальная адаптация» является непосредственно суть адаптационного процесса, т.е. проблема выживания человека, через гармоничное приспособление к изменяющимся условиям среды. В социологическом справочнике дается следующее определение понятия «социальная адаптация»: «Активное освоение личностью или группой новой для нее социальной среды» [19]. Близкие подходы к определению сущности процесса социальной адаптации наблюдаются в психологии. Например, в психологическом словаре под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова социальная адаптация рассматривается следующим образом: с одной стороны, как процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, с другой – как результат этого процесса [1].

Рассматривая понятие «социальная адаптация», не следует отделять психологический аспект от социального, так как адаптация является комплексным феноменом – социальная среда, где вращается личность, подразделяется на предметную и личностную. А.А. Налчаджан на основе анализа зарубежных и отечественных исследований трактует социально-психологическую адаптированность личности как: «такое состояние взаимодействия личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет в полной мере свои основные социальные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояние самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей» [20].

Адаптация определяется им как процесс социально-психологического взаимодействия, приводящий личность к состоянию относительной адаптированности. Здесь необходимо отметить, что следует различать адаптацию, как процесс, и адаптированность, как результат адаптации. Таким образом, можно сделать вывод, что адаптация – это тот социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность в состояние социальной адаптированности. К достижению такого состояния приводит адаптивное поведение, характеризующееся успешным принятием решений, проявлением инициативы, ясным определением собственного будущего.

При определении эффективности адаптации можно опереться на теорию интеракционистов. Согласно интеракционистского понимания процесса адаптации, признаками эффективной адаптированности можно считать:

1) адаптированность в сфере внеличностной, социально-экономической активности, где индивид приобретает знания, умения и навыки, добивается компетентности и мастерства. В этом случае, в качестве объективных показателей успешной адаптированности, чаще всего используются квалифицированный уровень работника, размер заработной платы, трудовой и социометрический статус, в качестве субъективных – удовлетворенность трудом (учебой) и различными ее аспектами, отсутствие или наличие намерения сменить место работы (учебы) или жительства.

2) адаптированность в сфере личностных отношений, где устанавливаются интимные, эмоционально насыщенные связи с другими людьми.

Достижение второй разновидности адаптированности для многих является не менее сложной задачей, чем достижение адаптированности во внеличностной сфере.

Такая адаптированность является важным условием для достижения личностью социальной ответственности и моральной зрелости, что, в свою очередь, является признаком успешной социализации индивида. Понятие социальной адаптации органически связано с процессом социализации индивида, интериоризации им общественных и групповых норм. По существу социальная адаптация это специфическая форма социализации человека, механизм который более интенсивен по времени и темам. Социальная адаптация личности отражает процесс гармонизации ее индивидуальной целенаправленной самонастройки и встречного адаптирующего влияния общества посредством релевантных адаптивным ситуациям стратегий адаптации. Своеобразие адаптации личности определяется как ее индивидуальными потребностями, характером адаптивной ситуации, так и спецификой требований, всем многообразием особенностей того общества, в котором оно функционирует.

Перейти на страницу: 1 2 3