При поиске работы на распределение учебного заведения рассчитывают лишь 4 %, тогда как учебные заведения дают более высокий процент.
ПодробноСоциализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу.
ПодробноДетская беспризорность – социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства.
ПодробноИзучением феномена социального настроения занимались многие ученые в рамках различных направлений социологии и психологии.
Подробно
Первый этап формирования отечественной социологии молодежи охватывает 20-30-ые годы XX века. В эти годы к изучению молодежи обратились педагоги, социологи, психологи. Было опубликовано до 300 трудов о молодом поколении, проведены многочисленные социологические исследования проанализированных ученических произведений, писем в редакции газет, личных дневников, автобиографий и других документов, которые отображали реальные достижения и трудности, разнообразные проблемы молодежи тех времён. Самые глубокие исследования были проведены Выготским Л., Рубинштейном Г., Колодной О. Заказать разработку мобильных приложений datahousecorp.com.
Некоторые из них начинали свои исследования еще до революции и продолжили их в послереволюционный период. Это дало возможность им сравнить результаты исследований, выявить изменения в поведении и сознании молодых людей. Инициатива относительно проведения этих исследований принадлежит Комиссии изучения юношества при психологической лаборатории Московского педагогического собрания.
В 1919-1920 годах было создано бюро психологических исследований Наркомпроса. Дальше эти функции взял на себя Государственный институт научной педагогики.
Особое внимание исследователей было уделено изучению рабочей молодежи, источников пополнения рабочего класса, мотивов избрания профессии, интересов и потребностей, проведение свободного времени. Также изучались взгляды молодежи на тогдашние проблемы.
Исследователи отмечали неравенство, противоречивость её сознания и поведения в разнообразных сферах социальной жизни. Уровень политического сознания значительно опережал уровень бытового сознания, в результате чего, с одной стороны, крепчали политические настроения и убеждения, а с другого – оказывались консервативность бытовых отношений, пьянство, отсталые традиции и привычки.
В целом исследования, проведенные в эти годы, были направлены на изучение процесса формирования нового поколения, но в силу негативного отношения к социологии вообще и её отраслей, в частности все они, так и остались на уровне любопытных, богатых на статистический материал социологических концепций.
Следующий период в развитии социологии молодежи начинается с середины 60-х годов. Тогда была выдвинута и обоснована идея комплексного исследования человека в сочетании всех степеней его жизненного цикла. Определенное значение для выработки социологической теории молодежи имел труд Кона И.С. «Социология личности»[2], в котором были определены особенности юности. В следующие годы он исследовал проблемы юношеского возраста, развития молодежного сознания, значения дружбы и любви, процесса становления духовного мира молодого человека.
Начало 80-х годов и настоящего характеризуются значительным всплеском интереса ученых к молодежной проблематике. Активизировались исследования в разнообразных направлениях, до их выполнения было привлечено значительное количество научных коллективов. Вопросы, которым были посвящены исследования, становятся актуальнее, острее, дискуссионными. Но общее большинство из них имело описательный характер, лишь констатировала наличие той или другой проблемы, не предлагая их изучения. Главная исследовательская проблема — отношение молодежи к труду. Интересные материалы были получены в международном исследовании социологов прежних социалистических стран.
Резкое ухудшение экономической и социальной жизни в конце XX века, осложнило функционирование как общетеоретической, так и отраслевой социологии. При отсутствии финансирования почти не проводятся масштабные социологические исследования, которые бы могли выяснить молодёжные проблемы в условиях трансформации политической, социально-экономической систем. Значительно сократилось количество опытных центров, проблемных лабораторий изучения современной молодежи.
В последнее время заострилось немало молодёжных проблем. Среди них самыми главными являются:
- низкий уровень жизни;
- безработица и значительная экономическая и социальная зависимость от родителей;
- брачно-семейные проблемы (высокий уровень разводов, семейных конфликтов, низкая рождаемость, материальная необеспеченность, отсутствие условий для улучшения жилищных условий);
- плохое состояние здоровья и рост уровня социальных отклонений (преступность, пьянство, наркомания, проституция);
- потеря идеалов, социальной перспективы, жизненного оптимизма.
Постоянно сокращается удельный вес молодежи относительно всего населения. За последние десять лет ее количество снизилось с 22 до 20%. По всем прогнозам, эта тенденция будет продолжаться и в дальнейшем.
Решение этих проблем нуждается в разработке и воплощении в социальную практику государственной молодежной политики, составной частью которой является комплекс наук о молодёжи. Среди них на ведущие позиции выдвигается социология молодежи как специальная наука, которая изучает закономерности формирования развития и воссоздания молодого поколения.