При поиске работы на распределение учебного заведения рассчитывают лишь 4 %, тогда как учебные заведения дают более высокий процент.
ПодробноСоциализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу.
ПодробноДетская беспризорность – социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства.
ПодробноИзучением феномена социального настроения занимались многие ученые в рамках различных направлений социологии и психологии.
ПодробноАктуальность темы. Существующая
в стране общественно-политическая ситуация оправдывает необходимость вернуть системе власти способность к эффективному воспроизводству и преемственному развитию надежных и прочных, соответствующих духу времени государственных и гражданских начал. В стоящих за этим процессах роль молодежи очевидна, так как, в конечном счете, именно за ней воспроизводственная функция (биологическая и социальная) и именно молодое поколение призвано быть носителем новых гражданских устремлений, нового политического качества.
Неотягощенная прошлым молодежь, по всем социологическим меркам, острее других социально-демографических групп чувствует меняющиеся общественные настроения и больше готова к политическим новациям. Молодёжь характеризуется теми общественными отношениями и общественными формами, которые определяют её как самостоятельную социально-демографическую группу.
Молодёжь имеет ряд особенностей, вытекающих, прежде всего из самой её объективной сущности. Социальные особенности молодёжи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения. Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основе целого комплекса специфических молодёжных проблем. С одной стороны, молодежь является самой мобильной частью общества, среди этой социальной группы наиболее быстрыми темпами происходит подъем профессионального уровня и служебной карьеры. С другой стороны, трудности переходного периода особенно сильно ударили по положению молодежи: лишь небольшая её часть сумела найти свое место в рыночной системе, основной же массе пока не удается адаптироваться к изменившейся ситуации. И у этой части наблюдается понижение социального статуса, сужаются возможности доступа к образованию и культурным ценностям, зато расширяется преступность и девиантное поведение, безработица и социальное неравноправие.
В период, когда идет переоценка ценностей, норм, молодежи сложно ориентироваться в вопросах, которые касаются её жизненной перспективы, целей и смысла жизни. Положение молодых людей в обществе является нестабильным.
Мировые сообщества, начиная с 1950-60-х годов, проводят целенаправленную политику по отношению к молодому поколению. Особая роль принадлежит Организации Объединенных Наций. В 1965 году ее Генеральной Ассамблеей была принята "Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами"; в 1985 г., объявленном Международным годом молодежи, были одобрены "Руководящие принципы для дальнейшего планирования и осуществления соответствующих последующих мер, касающихся молодежи: участие, развитие, мир"; согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1995 года была принята Всемирная программа действий, касающихся молодежи до 2000 года и на последующий период; резолюцией 54/120 от 20 января 2000 г. была одобрена Лиссабонская декларация по молодежной политике и программам.
В развитых европейских странах (Германия, Бельгия, Нидерланды, Великобритания, Франция, Италия) реализуется эффективная государственная молодежная политика. Формы ее проведения различны, однако общей тенденцией является широкое привлечение общественных организаций, а также активное участие федеральных органов в решении проблем различных категорий молодежи.
С начала XX столетия в России политика государства по отношению к молодому поколению выдвигается в число актуальных задач, потому что без участия государства разрешения многих молодежных проблем будет затруднено.
Каким бы ни был закон о молодежной политике, он в той или иной степени должен опираться на теоретические предпосылки того, что молодежная политика - это самостоятельное направление деятельности государства, государство проводит молодежную политику через систему органов управления и координации, причем, вмешательство государства тем сильнее, чем слабее активность самой молодежи. Эффективность реализации молодежной политики зависит от учета интересов, потребностей, желаний молодежи, ее постоянно меняющихся требований к качеству образования, трудоустройства, досуга, сферы услуг.
В связи с этим возникает необходимость периодического исследования молодежи, сбора достоверной информации об ее жизни, потребностях и интересах. Только на основе объективных данных о положение молодежи может быть осуществлена молодежная политика.
Степень разработанности. В ряде европейских государств молодежная политика является самостоятельной частью государственной политики с четкой структурой и тесным взаимодействием составляющих. В других случаях - предметом для обсуждения и находится в стадии становления. Очевидно, что успешное реформирование государства возможно только при активном участии молодежи и новых подходов разработки и осуществления молодежной политики.
Изменениями, происходящими в процессах молодежной политики, интересовались как зарубежные, так и отечественные ученые, однако должного внимания им не уделялось. Лишь в последнее время в связи с депопуляцией населения, маргинализацией и криминализацией детей и молодежи, политической индифферентности молодых взрослых, в России стало уделяться особое внимание данным процессам, как со стороны государства, так и ученых.
Один из первых ученых, начавших изучать проблемы молодежи и давший определение понятию "молодёжь" в 1968 г. был В.Т. Лисовский. Позднее более полное исследование молодежных процессов было проведено академиком И.С. Коном. В выпускной квалификационной работе также используются исследования следующих отечественных ученых: Д. Никольского, В.Н. Боряза, В.В. Павловского, А.В. Мудрика, Г.С. Абрамовой, А. Апокина, П.И. Бабочкина, Ю.П. Волкова, А. Зеленина и других. Также были использованы работы зарубежных исследователей, таких как Д. Торкилдсен и В. Ленси.
Целью ВКР
является изучение направлений реализации молодежной политики, анализ и выявление проблем молодежи на муниципальном уровне и поиск путей решения этих проблем.
Достижение поставленной цели вызывает необходимость решения следующих задач:
изучить теоретические основы реализации молодежной политики;
изучить методы управления в сфере молодежной политики на муниципальном, региональном и федеральном уровнях власти;
проанализировать состояние инфраструктуры для молодежи, правовые, социально-экономические условия для молодежи, обеспечение условий для формирования здорового образа жизни, охраны здоровья, осуществление профилактики социально-негативных явлений в молодежной среде, условий для вовлечения и участия молодежи в социально-экономической, политической и культурной жизни общества в городе Нижнекамске;
изучить опыт реализации основных направлений государственной молодежной политики на муниципальном уровне;
разработать рекомендации по решению выделенных в исследовании проблем и повышению эффективности управления данной сферой на муниципальном уровне.
Объектом ВКР является
муниципальная
молодежная политика.
Предметом - проблемы, возникающие при реализации молодежной политики на муниципальном уровне (в городе Нижнекамске).
Научная новизна ВКР заключается в исследовании управленческих аспектов молодежной политики и разработке практических рекомендаций по решению представленных в социологическом исследовании проблем современной молодежи в городе Нижнекамске. Рассмотрены промежуточные результаты комплексных целевых программ, разработанных для решения проблем молодежи и процесс реализации молодежной политики на муниципальном уровне, выполнении социальной обязательств - поддержки и обеспечения молодого поколения условиями для развития творческих способностей, физических данных, обеспечения здорового образа жизни, трудоустройства, а также помощи всех видов организаций, участвующих в реализации государственной молодежной политике и занимающихся развитием физкультуры и спорта как для молодежи, так и для граждан других возрастов. Разработаны рекомендации по решению основных проблем, тревожащих молодежь города Нижнекамска: низкая информированность молодежи о проводимых в городе мероприятиях, сложности с трудоустройством молодежи на основе полной или частичной занятости, неполное обеспечение молодежи досугом.
Научная значимость работы представлена в
изучении специфических особенностей управления инфраструктурой для молодежи в городе Нижнекамске с неразвитой системой трудоустройства и проведения досуга, с низкой информированностью.
Практическую значимость ВКР представляет то, что результаты исследования могут быть использованы специалистами Управления по делам молодежи и спорту в качестве статистических данных о мнении молодежи, а рекомендации могут быть использованы молодыми людьми для поиска работы, общения, помощи и развлечений.
Целостная и последовательная государственная молодежная политика в сфере занятости молодежи и поднятия уровня ее благосостояния является важнейшим фактором устойчивого развития страны и общества, совершенствования общественных отношений, является системой государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи в своем городе.
Государственная молодежная политика формируется и реализуется органами государственной власти и местного самоуправления, при партнерском участии молодежных и детских общественных объединений, неправительственных организаций и иных, юридических и физических лиц.
На муниципальном уровне регулирование вопросов реализации молодежной политики и развития физической культуры и спорта осуществляет соответствующее структурное подразделение исполнительного комитета. В Нижнекамском муниципальном районе Республики Татарстан эти функции возложены на муниципальное учреждение "Управление по делам молодежи и спорту" исполнительного комитета, которые совместно с управлениями образования, здравоохранения и другими учреждениями и ведомствами регулируют деятельность инфраструктуры для молодежи.
Связь с другими научно-исследовательскими работами. Данная работа в теоретико-методическом плане основывается на целевых комплексных программах трех уровней власти, на данных опросов фонда "Общественное мнение", на аналитических докладах "Положение молодежи в РФ", на материалах Всероссийской научно-практической конференции "Реализация государственной молодежной политики: региональный опыт", проведенной по заказу Министерства по делам молодежи, спорту и туризму РТ в Казанском государственном технологическом университете на факультете Экономики и Управления 11 мая 2006 года.
Теоретическая и методологическая основа выпускной квалификационной работы. В процессе работы над ВКР использовались различные методы исследования, необходимые для решения поставленных задач. В качестве основного методологического подхода выбран программно-целевой метод управления молодежной политикой, представляющий собой один из видов планирования и управления, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. Программно-целевое планирование построено по логической схеме "цели - пути - способы - средства". При программном управлении главным является не сложившаяся организационная структура, а управление элементами программы, программными действиями, создание целевой комплексной программы.
С помощью нормативно-правового метода была рассмотрена законодательная база государственной молодежной политики.
В своих работах они рассматривают проблемы молодежной политики как часть национальной безопасности, применительно к уже устоявшимся рыночным отношениям.
Значительный вклад в решение задач целеполагания, управления и разработки рекомендаций в решении проблем молодежи, внесли многие отечественные ученые: Рожнов О.А., Переверзев М.П., Калинина З.Н., Адамчук В.В., Бобков В. Н Д. Никольского, В.Н. Боряз, В.В. Павловский, А.В. Мудрик, Г.С. Абрамова, А. Апокин, П.И. Бабочкин, Ю.П. Волков, А. Зеленин, В.Б. Зотов и другие.
Однако, несмотря на значительный объем научных публикаций, посвященных проблемам молодежи, на сегодняшний день недостаточно прикладных исследований, посвященных вопросам разработки рекомендаций по решению проблем молодых людей с учетом всех специфик этой социальной группы.
Эмпирическая база ВКР. Для осуществления комплексного исследования привлекается следующие данные:
первичные документы и материалы Исполнительного комитета и Совета Нижнекамского муниципального района за 2006-2008 годы по проблемам молодежи;
статистические данные, полученные от Управления по делам молодежи и спорту исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района;
первичные и вторичные материалы исследований и рассмотрения проблем управления физической культуры и спортом в городе Нижнекамске (отчеты, анализы результатов исследований по интересуемым проблемам), полученные от Управления по делам молодежи и спорту исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района;
данные Госкомстата, материалы Института труда и социального страхования, Министерства труда и социального развития РФ и других научно-исследовательских организаций,
результаты собственного социологического исследования.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, 4 разделов, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Раздел первый. В первом разделе даются определения понятию "молодежная политика", рассматриваются теоретико-методологические основы формирования молодежной политики на муниципальном уровне, дается определение понятию "программно-целевой метод" управления молодежной политикой на федеральном, региональном и муниципальном уровнях власти.
Раздел второй "Проблемно - аналитический", где описаны механизмы реализации молодежной политики, содержится анализ программно-целевого управления молодежной политики в РФ, в РТ и городе Нижнекамске, выделяются проблемы, которые пока еще не получили полного решения, содержит опыт по развитию работы в этом направлении. Во втором разделе проводится анализ исследования, проведенного в молодежной среде города Нижнекамска, где подтверждаются обозначенные в гипотезе основные проблемы.
Раздел третий "Проектно-прогностический" включает анализ европейского опыта решения выдвинутых в исследовании молодежных проблем, а также содержатся рекомендации по решению проблем для Нижнекамского муниципального района.
Раздел четвертый "Программа мер по обеспечению ВКР" включает пять подразделов.
В заключении подводятся итоги по выпускной квалификационной работе в соответствии с целями и задачами, поставленными в начале работы.
В работе имеются приложения. В Приложении А и Приложении Б представлены анкеты, которые были составлены при проведении исследования. В Приложении В собраны в виде таблицы комплексные целевые программы, использованные при анализе состояния молодежной политики и результаты реализации ее направлений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.